К 95-летию профессора Ражидина Идаятовича Гайдарова
Человек лучше запоминает и почитает тех, кто благосклонно и бескорыстно относится к своему становлению. Это извечная аксиома человечности и человеческой нравственности. А как же должен относиться народ к человеку, который всю свою жизнь и деятельность посвятил совершенствованию и процветанию его языка?! Безусловно, такой человек заслуживает всяких почестей. Возьмем, к примеру, незабвенных П.К. Услара, В.И.Даля, С.И.Ожегова, А.С.Чикабава, А. Шамхалова, М.-С. Саидова, Г. Шахназарова, Ш. И. Микаилова, С. Омарова, Г.-Г. Гитинаева, Г.Б. Муркелинского, А.К. Алкадарского, Г.Гаджибекова, М. Гаджиева, Т. Шалбузова, М. Темирханова, А. Батырмурзаева, З. Бамматова, У.Мейланову, А. Гюльмагомедова и др.
Многолетними кропотливыми усилиями этих ученых, как справедливо отмечает известный дагестанский ученый-языковед Иса Халидович Абдуллаев, «на дагестанских литературных языках была создана для начальных и средних школ необходимая учебная и справочная литература, первые своды орфографических правил. Именно этим первым дагестановедам-просвещенцам принадлежит большая заслуга в обеспечении и обслуживании потребностей функционирования литературных языков, в первую очередь в школьном образовании, книгопечатании и информационной службе на языках Дагестана. и т.д.».
Такими самородками располагает каждый народ и каждый из них заслуживает быть объектом незабвенного внимания народов Дагестана. В настоящей статье хотелось бы высказать несколько слов о моем учителе, истинном педагоге-гуманисте, патриархе дагестанского языкознания, докторе филологических наук, профессоре Гайдарове Раджидине Идаятовиче.
Профессор Гайдаров Р.И. — Ветеран Великой Отечественной войны и труда, признанный ученый-языковед, особое почтение заслуживает потому, что он, и более всего он, раскрыл нашему народу истоки и системность лезгинской диалектологии, фонетики, орфографии, грамматики и синтаксиса. Его перу принадлежат значительные для дагестанского языкознания публикации, среди которых солидные фундаментальные монографии: «Диалектология лезгинского языка», «Лексика лезгинского языка», «Фонетика лезгинского языка», «Морфология лезгинского языка», «Основы словоизменения и словообразования лезгинского языка», более 20 учебников для учащихся школ, студентов педагогических колледжей и вузов, учебно-методических пособий для учителей лезгинского языка, и более 200 статей по проблемным вопросам дагестанского языкознания и в частности лезгинского языка. Среди ученых-лезгиноведов, учителей лезгинского языка, студентов, аспирантов и соискателей весьма популярны работы Р.И.Гайдарова по теории и методике, лексикологии и диалектологии, а также словари лезгинского языка.
И не только это важно знать. Должно быть известно научной и широкой общественности, что перу Раджидина Идаятовича принадлежат великолепные труды по литературоведению и литературной критике, публицистике и даже полюбившие народу произведения художественной литературы. Профессор успешно работал и в области исследований творческого наследия классиков лезгинской поэзии Сулеймана Стальского, Етима Эмина, Кесиб Абдуллаха, Гаджи Ахтынского, Курбана из Хпеджа, Рамазана из Ашар и других. Его монографии о творчестве Сулеймана Стальского и Етима Эмина: «Поэтика и мастерство Сулеймана Стальского», «Введение в эминоведение» являются весомой лептой исследователя в лезгинское, а также дагестанское литературоведение.
Кстати, нужно заметить, может именно доскональное и скрупулезное изучение творчества поэтов помогло Раджидину Идаятовичу быть истинным знатоком и исполнителем старинных лезгинских мелодий, наигрышей и песен, что, на мой взгляд, безмерно ценно и значимо для человека — гражданина — патриота своего родного народа, республики и страны, а для ученого-педагога — еще более. Вот почему не было равнодушных, когда на чунгуре страстно играл и по мастерски пел профессор Раджидин Идаятович.
Словом, какую бы работу не преподносил он читателю, на первый план всегда выносились вопросы нравственности человека-личности, достоинства и чести труженика, воина, героя, педагога или же ученого.
Помнится мне в годы учебы студентом, да и в последующие встречи с Раджидином Идаятовичем, он никогда не терпел выскочек, самохвалов, зазнаек, стремившихся тут и там выпячить себя. Как-то его ассистент на экзамене «закидал» студента дополнительными вопросами, как бы показывая свое превосходство над ним. Раджидин Идаятович тут же остановил его словами: «Не задавай вопросы, на которые ответы сам не знаешь». Признаюсь, этим студентом был я.
Раджидин Идаятович никогда не терпел фальши и несправедливости. Так он поступал и по отношению к студентам, и по отношению к своим подчиненным коллегам — преподавателям, и по отношению к близким, товарищам и друзьям. Работая более 40 лет профессором и заведующим кафедрой языкознания Дагестанского государственного университета, он прежде всего предъявлял высокая требовательность к себе, а затем и к другим. Ему была присуща завидная работоспособность, честность и справедливость, что делали его безмерно уважаемым ученым среди студентов, соискателей и аспирантом.
Трудно сегодня сравнить работу кого-либо из лезгинских ученых- языковедов с его вкладом в науку о языке. Особо следует отметить его активное участие в работе институтов Педагогики имени Тахо-Годи и повышения квалификации педагогических кадров (нынче-ДИРО) Министерства образования и науки РД, творческие связи с Дагестанским научным центром, с редакциями средств массовой информации республики.
Начиная с 1955 года Раджидин Идаятович являлся председателем секции учебной литературы по лезгинскому языку и литературы, членом экспертной комиссии по учебной литературе при министерстве образования.
Многие годы он являлся членом Совета по филологическим наукам при Министерстве высшего образования СССР (г. Москва), членом Координационного Совета по языкам народов СССР (г. Саратов), Экспертного Совета по языкознанию (г. Ростов-на-Дону), был ответственным редактором ученых записок «Вопросы дагестанского и русского языкознания», членом редколлегии издания АН Грузии «Ежегодник иберийско-кавказского языкознания» и многократно выступал на его страницах по ключевым вопросам дагестанского языкознания.
Как заведующий кафедрой и ее профессор, много сил тратил Раджидин Идаятович становлению научно-педагогических кадров. Ученый был научным руководителем более 25 аспирантов и соискателей, большинство из которых успешно защитили диссертации по аварскому, агульскому, даргинскому, кумыкскому, лезгинскому и другим языкам. Он подготовил целую когорту кандидатов и докторов наук, занявших достойные места в дагестанском и кавказском языкознании. Профессор Гайдаров имеет прямое отношение к становлению докторов наук Б.К. Ханмагомедова, Р.И. Гусейнова, И.Ю. Алироева, А.Ш. Акиева, М.М. Магомедханова, Г.И. Магомедова, Д.С. Самедова, Р.М. Кельбеханова, В.М. Загирова, Н.Д. Сулейманова, К.К. Курбанова, А.С. Урусилова, А.С. Куркиева, Н.Х. Ольмесова, С. Мусаевой и других.
Мне приходилось учиться у него теории и методике лезгинского языка, научному стилю изложения словарных статей, при нашей совместной подготовке и издании «Словаря омонимов лезгинского языка» и даже ораторскому искусству, которым великолепно владел Раджидин Идаятович. Я ни разу не видел, чтобы кто- либо мог быть равнодушным, когда за трибуной Раджидин Идаятович.
Сегодня по истечении более 40 лет после окончания вуза не только я, но и все бывшие студентов русско-дагестанского отделения филологического факультета 1975 года выпуска, при каждой встрече с большим уважением вспоминают глубоко содержательные, поистине доброжелательные уроки мудрости и социально благотворной научной жизнедеятельности нашего незабвенного учителя и ученого-педагога с большой буквы Раджидина Идаятовича.
Так и хочется сказать тем, кто сегодня в науке или в пути к науке: «Ученым стать проще, человеком быть гораздо труднее». Примером высокой человеческой нравственности и являлся замечательный наш патриарх дагестанского языкознания, величайший ученый и педагог, Заслуженный деятель науки РД и РФ, профессор Раджидин Идаятович Гайдаров.
Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ