Воспитатель подготовительной группы («Солнышко») детского сада № 40 (БДОУ) Калининского района Санкт-Петербурга Наталья Павлова в течение учебного года успешно осуществляла городской социально-культурный проект «Азбука в России», остановив свой выбор на букве «Д» — Дагестан. Ее деятельность по воспитанию у ребят любви к культуре, традициям и обычаям многонациональной республики, чувств дружбы и толерантности признана лучшей не только в детском дошкольном учреждении, но и в муниципальном районе города.
«Начала с того, что определилась с выбором буквы для участия в проекте», — рассказывает Наталья Валентиновна. — «Для этого выявила национальную принадлежность воспитанников моей группы. Так как у нас собралось немало детей уроженцев Дагестана, остановилась на букве «Д», оформив коллаж «Родословная на ладошке».
По словам Натальи Павловой, ее личное знакомство с Дагестаном произошло на «X Фестивале национальных культур» в Санкт-Петербурге. Постпредством республики тогда в городе на Неве были представлены выставки картин дагестанских художников творческого объединения «Открытая ладонь» и изделий декоративно-прикладного искусства, организованы мастер-классы по танцу и по изготовлению куклы в национальном костюме.
Говоря о проделанной за год работе по проекту, Наталья Валентиновна поведала: «В первую очередь мы изготовили букву — символ «Д», потом в группе с детьми оформили уголок Республики Дагестан, сшили национальные костюмы. С помощью родителей мы познакомились с кулинарным искусством Дагестана. Например, мама Айны Магомедовой — Гызтаман, приготовила национальные блюда: аварский хинкал, курзе, чуду и пахлава».
Кроме того, как отметила Наталья Павлова, в рамках сетевого взаимодействия, методист сектора музейной педагогики Российского этнографического музея дагестанка Заира Гусейнова провела с ребятами два мастер-класса: «Изготовление куклы в национальном дагестанском костюме» и лепка из соленого теста «Балхарские козлики». Дети с большим удовольствием вместе с педагогом также изготовили «Балхарские кувшины» в технике «граттаж».
А Мария Геворкова и Тахминат Гаджиева из школы танцев «Лезгинка» в Санкт-Петербурге провели мастер-класс для детей и родителей. Они научили их выполнять основные движения пляски. Потом со своими воспитанниками Наталья Валентиновна подготовила номер «Парная лезгинка». Умар Агарагимов и Ясмина Бибич великолепно его исполнили.
Продолжая изучать тему о национальном танце «Лезгинка», Наталья Павлова с детьми провела презентацию об истории его возникновения и развития. Ребята рисовали на тему танец «Лезгинка». Потом сообща в группе создали альбом с иллюстрациями «Лезгинка в живописи».
В рамках сетевого взаимодействия дошкольники также посетили библиотеку, где сотрудник учреждения В. Гончарова рассказала о детских писателях Дагестана. Более того, в течение года ребята читали произведения выдающихся дагестанских поэтов и писателей — Расула Гамзатова, Рашида Рашидова, Нуратдина Юсупова, Фазу Алиевой, Аминат Абдулманаповой и других. Они познакомились с дагестанским народным творчеством — сказками, пословицами и поговорками. Ребята с большим удовольствием учили стихи и считалки, создавали книжки-«малышки» по мотивам национальной литературы, приняли участие в театрализованной постановке по дагестанской сказке «Храбрый мальчик».
Ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и Дню Победы в группе подготовили мелодекламацию. Так, Милена Степанова рассказала стихотворение народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Журавли» под музыку композитора Яна Френкеля, а Алеся Урека и Ясмина Бибич танцевали.
Наталья Валентиновна продолжала реализовывать проект даже в период коронавирусной пандемии, конечно же с соблюдением необходимых мер безопасности. Так, к международному Дню памятников и исторических мест в апреле, дети познакомились с древнейшими памятниками истории и культуры Дагестана: архитектурно-ландшафтным ансамблем «Древний Дербент», крепости «Кала-Корейш» и «Семи братьев». Кроме того, они открыли для себя живые памятники природы РД: водопад Тобот, Кужникский мост, бархан Сарыкум- крупнейшая одиночная песчаная гора в мире, Самурский лиановый лес и другие.
Дети дагестанцев, проявляя большой интерес к родному краю, с помощью родителей подготовили выступления перед сверстниками. Поведали о местах откуда они родом, их корни — о поселке канатоходцев Цовкре, о высокогорном и самобытном селе Рукель, о спутнике столицы республики Каспийске, о древнейшем городе России Дербенте и о других, также о народных промыслах Дагестана.
В рамках сетевого взаимодействия со школой № 3 города Избербаш в Дагестане, Наида Магомеднабиевна и ее первоклашки провели для ребят экскурсию и рассказали о горе Пушкин-Тау, о горячих термальных источниках и Даргинском государственном музыкально-драматическом театре имени О. Батырая. В свою очередь Наталья Павлова ознакомила избербашских школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Что касается уголка РД в группе «Солнышко», то он в течение года, по ходу проведения разных мероприятий, изучения детьми искусства, культуры , обычаев народов республики, пополнялся и видоизменялся. Были оборудованы стенды, посвященные достопримечательностям, народным промыслам, народам, поэтам Дагестана и другие.
«Так, постепенно, шаг за шагом мои воспитанники значительно расширили свои знания о республике в разных областях и всем сердцем полюбили Дагестан. Более того, вдохновившись этим, мы в 2020-2021 учебном году решили продолжать наше участие в проекте «Азбука в России», выбрав один из коренных народов Дагестана — «даргинцы», -подчеркнула Наталья Павлова, резюмируя сказанное.
Представитель РД в Санкт-Петербурге Гасан Гасанов, узнав о плодотворной деятельности воспитателя подготовительной группы детского сада № 40 Натальи Павловой по воспитанию у детей любви к Дагестану, тепло поблагодарил ее, выразил добрые пожелания и издал приказ о поощрении.
Заметим, что инициатором и организатором социокультурного проекта «Азбука в России», который реализуется в городе на Неве уже несколько лет, к чести своей является уроженка Дагестана Гурия Османова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ЛГУ им. А.С.Пушкина. Она — член Санкт-Петербургского отделения Союза писателей РФ, заместитель председателя секции «Литература для детей и юношества» СП России, автор более 50 книг и методических пособий по логопедии и развитию речи дошкольников, сборников стихов, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2018».
Гурия Османова также является инициатором и организатором другого, не менее интересного, городского стихотворного конкурса «Разукрасим мир стихами». За пять лет своего существования поэтический фестиваль собрал более 100 000 участников.
За достигнутые успехи Гурия Абдулбарисовна удостоена звания лауреата национальной литературной премии «Поэт года» за 2015 год в номинации «Детская литература», награждена нагрудным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга».
Низамидин КАИНБЕКОВ