Современные электронные СМИ сегодня — это не только средство общения, но и один из главных инструментов социального управления, мощное орудие, влияющее на массовое сознание, на формирование определенных взглядов и убеждений телезрителей. В последние годы решение целого ряда проблем, обусловленных, прежде всего, новым пониманием роли телевидения в жизни общества, исходит из того, что только в объективно информированном обществе возможна эффективная деятельность демократических институтов власти, реализация принципов социальной справедливости. Поэтому, когда мы говорим об улучшении социально-экономической ситуации, повышения уровня и качества жизни в нашем регионе, это значит, что необходимо в первую очередь развивать и совершенствовать именно эти важнейшие и мощные факторы воздействия на людей, менять информационную политику.
И регионализация в современных условиях указывает на приоритетность местного источника информации. Следовательно, возможность вещания для своего зрителя дает местному телевидению реальное преимущество. В связи с этим, не удивительно, что местному СМИ – его программированию, развитию, влиянию на общественное мнение – сегодня уделяется особое внимание.
И для того, чтобы сохранить аудиторию, региональное телевидение тоже должно трансформироваться и стать адекватным институтом гражданского общества. Региональные электронные СМИ, ставшие трибуной для миллионов, привлекает людей к активному участию в общественной жизни, к обсуждению актуальных задач современности. Посредством прямой трансляции важнейших событий в стране и в мире телевидение оперативно передает достоверную информацию. Но сегодня электронные СМИ в стране и регионах переживают не лучшие времена.
Для обеспечения высокого рейтинга телевизионного канала, многие телерадиокомпании главной целью ставят качественный выпуск новостных программ, т.к. новости являются лидирующим форматом телевидения среди других информационных продуктов. Именно по этой причине, в последнее время на федеральных телеканалах, в отличие от региональных, созданы особые условия для подготовки новостных сюжетов выпусков, а также в реформировании самого процесса планирования и сбора информации.
Обостряющаяся конкуренция на рынке информационных услуг способствует повышению требований к качеству новостных продуктов. Наиболее популярными сегодня оказываются не только те каналы, которые оперативно освещают события, но и те, что предлагают востребованные, отвечающие ожиданиям аудитории, «форматные» сообщения. Современный зритель выбирает не только собственно новости, но в большей степени – их подачу. И здесь на первый план выходит профессионализм творческих и технических работников, и прежде всего корреспондентов, редакторов, ведущих и руководителей информационных служб.
Современное содержание новостного продюсирования заключается не только в том, чтобы выбирать те или иные информационные поводы, но и «делать новости». И здесь работы у руководителей информационных служб-работы непочатый край. Главная задача значительно сократить количество и в корне изменить форму подачи официальных материалов. Тем более, что в перспективе политика государственных электронных СМИ в регионах ориентирована исключительно на социальные функции, то есть создание актуальных и современных новостных и аналитических программ.
Смена концепции вещания на телевидении — процесс очень болезненный, но это следствие общенациональных процессов. В последние годы все мы все учимся жить и работать в демократическом обществе, в жестких рыночных условиях. И, разумеется, нужно время для того, чтобы плюралистической демократии были вписаны в новую демократическую культуру. Это случится при одном условии, когда общественное информационное пространство станет действительно открытым и доступным для всех.
По мнению независимых экспертов, самые серьезные изменения назрели, в объективном освещении деятельности органов государственной власти. Давно назрела необходимость изменить форму подачи материалов с разного рода совещаний, заседаний для информационных программ. Нельзя забывать, что любая информация, в том числе чисто политическая и рассчитана на самый широкий круг телезрителей.
Многолетняя практика работы в государственных электронных СМИ показывает, что для создания актуальных, интересных и содержательных «новостей» сегодня далеко недостаточно просто хорошо знать предмет, о котором журналист собирается рассказать. И здесь возникает ряд вопросов о самой структуре информационных выпусков, и главным образом о соблюдении пропорций позитивных и критических материалов.
И еще один важный момент в подготовке новостных программ. Необходимо тщательным образом выстраивать композицию информационных выпусков, стараясь в процессе верстки максимально сбалансировать потоки о политике, экономике, социальной сфере, культуре и т.д. В нашей республике с массой социальных, религиозных и иных проблем это сделать не всегда просто. Но в этом и заключается умение профессионалов создавать объективное, современное региональное телевидение. И в этом плане в Дагестане есть серьезные проблемы кадрового обеспечения руководителей информационных служб и ряда других подразделений телеканалов, в целом телерадиокомпаний. Во многих городах и районах республики электронные СМИ, телерадио каналы возглавляют не профессионалы, порой люди далекие от журналистики. Вывод — необходимо менять эту ситуацию с помощью отделения журналистики ДГУ, специальной кафедры электронных СМИ, созданной на базе Дагестанского филиала ВГТРК.
СМИ могут оказать влияние на власть с точки зрения ограничения конкретных действий правящих кругов.
Сегодня многие специалисты в области СМИ задаются вопросом: в чем, собственно, состоит основная проблема современного регионального телевидения?
По мнению ряда независимых экспертов, в последние годы — главная проблема связана с уровнем культуры СМИ, а именно с резким падением этого уровня, следствием которого явилась деградация огромного количества людей, среди которых очень много молодых представителей. А не в этом ли состоит основная идея термина, «четвертая власть»? По словам известного дагестанского журналиста Алика Абдулгамидова: «Низкое качество и не гибкость государственных информационных коммуникаций вынуждает граждан искать альтернативные способы удовлетворения своих потребностей в оперативной и актуальной информации. Молодое поколение сегодня активно использует Интернет и чуть ли не круглосуточно общается на форумах и в социальных сетях. И с каждым днем таких «зависимых» от всемирной паутины становится все больше и больше. А самое массовое и доступное СМИ – телевидение теряет позиции и авторитет в обществе. Таким образом, республиканское информационное поле формируется не за счет местных государственных информационных ресурсов, а за счет внешних информационных источников, иногда не корректных, а подчас просто враждебных по отношению к республике. При такой информационной политике вряд ли можно мобилизовать общество на решение стратегических программ развития республики и подправить негативный имидж Дагестана».
Интернет-журналистика, интегрируя в себе все возможности прессы, радио и телевидения, существует и определяется в ветвящемся интерактивном гипертексте, пока не вполне доступном традиционным медиа. Сам факт появления интернет-журналистики, как полагают исследователи, требует смены информационной парадигмы и реконцептуализации даже таких базовых понятий как массмедиа, аудитория и сама коммуникация.
Так постепенно интернет как новая медиаплатформа предоставил СМИ не только новые способы подачи информации, но и инновационные стратегии продвижения медиабизнеса именно посредством механизмов сочетания контента и его распространения.
Процесс взаимного проникновения печати, телевидения и Интернета набирает силу. Сегодня перед региональной прессой множество проблем, и в их числе отсутствие четкой продуманной системы, подготовки журналистских кадров повышения квалификации и ротации кадров. И как результат — старение кадров и практически отсутствие притока молодых современных специалистов. Средний возраст работника дагестанских СМИ 52 года.
Смена концепции вещания на телевидении-процесс очень болезненный, но это следствие общенациональных процессов. Меняется время, а с ним идеология и формы современного телевидения. В регионе хорошо видно, как федеральные каналы все очевиднее становятся полигонами борьбы за власть.
По утверждению эксперта З. Магомедова в Дагестане пока еще нет единой точки зрения на содержание государственной информационной политики и на ее роль как важной комплексной задачи государственного управления. Отношения к информационной политике в решающей мере зависит от того, какие конкретные вопросы находятся в сфере личной компетенции, профессиональных и политических интересов главы республики или того или иного государственного деятеля от СМИ.
Журналистов мало интересует обычный человек, ищущий защиту в неустойчивом и агрессивном мире. Медиаконтент посвящен сильным мира сего в политике, бизнесе, развлечениях. Групповое равнодушие к зрителю рикошетом бьет по журналистике и ее основам». В то же время, деятельность лишилась этической составляющей, и журналист стал ориентироваться на человека, как на безликого, бездушного потребителя информации.
Есть и такое мнение – в последние два десятилетия наши средства массовой информации получили такую свободу, которой могли бы завидовать многие зарубежные журналисты, но распорядились ею таким образом, что сегодня большинству россиян свобода СМИ уже представляется непозволительной вседозволенностью, которую нужно ограничить вплоть до введения цензуры.
Сегодня региональные СМИ играют качественно новую роль и стали определяющим каналом формирования общественного мнения, инструментами властных структур в создании и поддержании ими собственного благоприятного имиджа, формирования общественного мнения нужной направленности.
И первые шаги в этом направлении в нашем регионе новой политической командой уже сделаны. Создание министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций РД – первый этап в создании новой государственной политики в этой важнейшей сфере на этом этапе развития нашего региона.
В последние годы эксперты высказывают мысль выработке общих международных правил, по которым могли бы строиться взаимоотношения СМИ и государства. По их мнению, государство просто обязано быть не только прозрачным и понятным, но и занимать активную позицию при построении взаимоотношений с медиасообществом. Необходимо добиться взаимной ответственности власти и средств массовой информации. Все правильно. Но это должно стать реальностью в деятельности СМИ, в их взаимоотношениях с властью. Ведь не секрет, что, как правило, в нашей республике с ее прочными традициями зачастую власть остается в большинстве случаев неприкосновенной.
Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем, с этической точки зрения, выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
Известно, что специфика телевидения заключается в сиюминутности информации: здесь нет возможности уточнить, переспросить. Поэтому качество языковой формы телевидения требует большого внимания, поскольку аудитория воспринимает не только информацию, но и ее звучание (произношение, интонацию). Телевидение и радио во многом определяют языковую культуру общества. Между тем здесь работают люди разных профессий, выходцы из разных городов и районов, иногда не совсем подготовленные для такой работы. Опыт показывает: далеко не всегда творчески одаренный журналист умеет озвучить свой хорошо подготовленный сюжет. Многие журналисты телевидения забывают о том, что речь является их визитной карточкой и ею нужно дорожить.
Основными для журналиста издавна считались литературные способности. Социологические опросы подтверждают, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно, к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом, для журналиста обязательно.
Звучащее и печатное слово должно быть правильным с точки зрения норм русского литературного языка. Недостаточная речевая культура журналиста снижает авторитет, затрудняет выполнение его профессиональных обязанностей. Ему необходимо быть ответственным не только за то, что он говорит, но и за то, как он говорит. В планах дагестанских вузов и научных учреждений различные научно-практические конференции, круглые столы, диспуты по актуальной проблематике целевой программы «Русский язык» и «Языковая личность журналиста в современной информационной сфере».
Природа СМИ настолько сложна, что его влияние на нашу духовную составляющую до конца еще не изучено. Каждый новый виток в развитии телевидения демонстрирует неожиданные результаты этого влияния. Здесь актуальна постановка такого вопроса: каким образом можно поднять телезрителя до уровня высших духовных ценностей?
Телевидение по сей день является средством, с помощью которого происходит взаимодействие всех членов общества, а также общества и государства. Однако, помимо такого «диалога», современное телевидение решает и иные задачи, в числе которых развлекательная, образовательная и воспитательная.
Факт остается фактом. По мнению экспертов, грубое выхолащивание из эфира реальной жизни, местных событий, культуры и традиции отдельного региона, глобализация эфира – это путь к деградации общества, подмена реальности виртуальным миром. Безудержно гнаться только за рейтингом, не считаясь с реакцией местного населения, в конечном счете, невыгодно. Создавать не коммерческие программы без госфинансирования – это выгодно, создавать свои цикловые аналитические, детские, молодежные, культурные, спортивные передачи – это тоже, в конечном итоге, выгодно. Качественные, дорогостоящие, но вносящие колоссальный духовный вклад в развитие личности телевизионные проекты и есть те самые инвестиции в нравственное развитие подрастающего поколения, плоды которых мы ощутим буквально в ближайшее десятилетие.
На региональном уровне становится все заметнее начавшийся процесс вытеснения регрессивного телевидения прогрессивным. Именно в этом истинная причина возрастания на современном этапе роли регионального телевидения, консолидирующей общество на основе демократических принципов, исторических, общечеловеческих ценностей, культурных традиций, моральных и нравственных норм, роли, предопределенной зрительскими ожиданиями.
Телевизионный эфир имеет неограниченные возможности духовного и эстетического развития, но оптимальная форма пропаганды нравственных ценностей еще не найдена. Поиск может занять многие годы, но пока это произойдет, массовая культура населения опустится до самой низкой отметки, перейдя которую станет невозможно что-то исправить. Уже не телевидение будет формировать вкусы, а наоборот.
Природа региональных современных СМИ разнопланова, разнообразна. Многие вопросы требуют еще глубокого осмысления. Главное же свойство СМИ, на мой взгляд, состоит в его постоянном прогрессе и стремлении совершенствоваться.
Будущее телевидения не в усилении одностороннего воздействия на аудиторию с определенными целями, а в его диалогичном развитии и совершенствовании вещательной политики на основе ценностей и исторических традиций.