Второй год в рамках Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы» проходит ярмарка-выставка, презентующая традиционное декоративно-прикладное искусство не только народов Кавказа, но и других регионов России и ближнего зарубежья. Международный форум – выставка художественного творчества «Мастеровая» собрал ремесленников и мастеров народных промыслов из Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, республик Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Удмуртия, Ставропольского края, Тульской, Пензенской, Воронежской, Белгородской областей и, конечно, Дагестана. Народные ремесла, в том числе и женское рукоделие, представили 33 мастера. Об этом сообщает пресс-служба РДНТ.
В рамках проекта проходят не только выставки, мастер – классы, личностный обмен опытом, но и встречи и общение в формате круглых столов. Один из них — «Развитие художественного творчества – важная составляющая народной культуры» прошел 1 июля в Дербенте в Музее истории мировых культур и религий. Союнмаммедова Оксана, Бектурганова Калия, Шихова Светлана, Валькова Татьяна, Ажерельева Нона, Чермянина Елена, Волгуцкова Аксана, Подгорная Татьяна, Никишина Наталья, Красова Инна, Мамбетова Анета, Тхаголегова Агнесса, Цуров Юсуп, Старченко Светлана, Ашибоков Азамат и другие, представляющие самые разные направления народного декоративно-прикладного искусства. делились не только опытом работы, но и подсказывали возможные решения проблем в сфере сохранения народных промыслов и ремесел.
Модератор круглого стола Татьяна Петенина в начале работы дала участникам общее представление о художественно-прикладном искусстве и уникальном многообразии народных промыслов Дагестана. Как оказалось, многие не понаслышке знают и ценят декоративно-прикладное искусство нашей республики. Например, мастер Бектурганова Калия из Казахстана рассказала, что казахские женщины очень ценят и с удовольствием носят изделия кубачинских златокузнецов. Об интересном опыте сохранения народного женского рукоделия в Туркменистане поделилась Союнмаммедова Оксана. В республике нет практически привычных нам в России детских студий, кружков и школ искусств по обучению народным ремеслам. Знакомство и обучение всем премудростям художественных промыслов, особенно женского рукоделия, прерогатива семьи. Семейная преемственность помогает сохранять традиции изготовления шелковых тканей, популярной и по сей день национальной одежды, богатой и разнообразной вышивки и многого другого.
Мастера из российских регионов также поделились своим опытом и пониманием проблем, существующих в сложном деле возрождения художествнных ремесел и народных промыслов.
В этот же день в Дербенте в крепости Нарын-Кала прошла выставка народных промыслов. В одном художественном пространстве на ярмарке были представлены работы дагестанских мастеров (балхарская керамика, табасаранские ковры, унцукульская насечка металлом по дереву, кубачинское ювелирное искусство, кайтагская вышивка), соседствующие с изделиями северокавказских мастеров – вышивкой золотом мастериц из Кабардино-Балкарии, музыкальными инструментами из Карачаево-Черкесии, резным деревом и войлочными коврами из Ингушетии, национальными костюмами разных областей России, изделиями из соломки, бересты, росписью по дереву, лоскутным шитьем, глиняной игрушкой, авторской куклой и многим другим. Это был настоящий праздник народной культуры и для глаз, и для души.
«Лезги газет»