Об этом заявил заместитель Министра труда и социальной защиты Григорий Лекарева на конференции «Регулирование в сфере охраны труда: вызовы и стратегия», которая состоялась на площадке Всероссийской недели охраны труда.
Он сообщил, что за последние 12 лет наряду с сокращением более чем в два раза количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями – с 13,7 тыс. в 2007 году до чуть менее 6 тыс. в 2018 году – в 3 раза снизилось количество погибших на производстве (в 2018 году – 1 618 человек). При этом более 71 %, то есть более 2/3 погибших в результате несчастных случаев на производстве, работали в наиболее травмоопасных видах экономической деятельности – это строительство, обрабатывающее производство, добыча полезных ископаемых, сельское, лесное хозяйство и рыболовство, а также транспорт.
«В 2015 году впервые за много лет нам удалось переломить тенденцию роста количества работников, занятых во вредных или опасных условиях труда. В 2017 году доля работников составила 37,9 %, что на 1,8 % меньше, чем в 2014 году», – рассказал замминистра.
Такая картина, по его словам, в целом отражает результаты функционирования института охраны труда, сформированного в конце 1990-х – начале 2000-х годов. «В его основе лежит так называемый «реактивный» подход, мы не говорим, что он плохой, он позволил достичь таких результатов. Был введен институт социального страхования, который позволил решить задачу по обеспечению защиты социальных прав работников, это тоже начало 2000-х годов. Было устранено значительное количество лежащих на поверхности причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, – пояснил Григорий Лекарев. – Вместе с тем, результаты анализа содержания и динамики отдельных индикаторов состояния охраны труда свидетельствуют о том, что потенциал такого подхода сегодня практически исчерпан. Сейчас несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются неизбежным событиями».
Он добавил, что в основе причин – как правило, «человеческий фактор», когда действия самого работника приводят к негативным событиям, а также к таким событиям приводит несоблюдение работодателем требований к организации безопасности проведения работ.
«За последние несколько лет сложилось и сохраняется устойчивое распределение основных причин несчастных случаев на производстве, наиболее распространенной из которых является неудовлетворительная организация работ. При этом в основе 67,7 % причин несчастных случаев на производстве лежит «человеческий фактор», и он обусловлен, с нашей точки зрения, низкой культурой безопасного труда, несоблюдением и игнорированием самых элементарных норм и правил», – пояснил Григорий Лекарев.
Считая это одним из главных вызовов в сфере охраны труда, замминистра отметил, что необходимо перейти от реагирования на уже свершившиеся несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания к профилактике, эффективному предотвращению причин их возникновения: «Это должно стать не просто каким-то декларативным призывом, это должно быть прописано детально. Иными словами, необходимо реагировать формированием опережающей модернизированной модели управления охраной труда».
Он напомнил, что Президентом России поставлены задачи по повышению качества жизни граждан, обеспечению устойчивого роста экономики, повышению производительности труда. «Мы должны понимать, что без решения вопросов по улучшению здоровья работников, по снижению количества случаев утраты работником способности к труду, по сокращению уровня смертности поставленных Президентом задач мы добиться не сможем», – подчеркнул Григорий Лекарев.
Говоря о внедрении превентивного активного подхода, основанного на выявлении, оценке и снижении профессиональных рисков, замглавы Минтруда России заявил следующее: «Мы настаиваем, что данная работа не может быть замкнута только на работодателе. Эта задача стоит перед государством, работодателями, работниками, страховщиками».
Замминистра отметил, что в связи с этим необходимо решить ряд задач. Во-первых, требуется законодательно оформить и внедрить систему предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, чтобы заблаговременно выявлять опасности. Во-вторых, необходимо снабдить работодателей и работников практическими инструментами для внедрения предупредительной модели управления охраной труда на уровне организаций, чтобы создать условия для повышения культуры безопасного труда. Также необходимо обеспечить широкое внедрение разработанной Международной Ассоциации социального обеспечения (МАСО) концепции Vision Zero или «Нулевой травматизм» на основе подписанного в 2017 году Минтрудом России и МАСО Меморандума о сотрудничестве по продвижению в России принципа «нулевого травматизма». По словам Григория Лекарева, Концепция Vision Zero благодаря своей гибкости может применяться и реализовываться на любом рабочем месте, на предприятии любого размера и в любой отрасли.
Для решения основной задачи – законодательного оформления и внедрения системы предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе заблаговременного и регулярного выявления опасностей (угроз) жизни и здоровью работников и реализации мероприятий по их устранению – Минтруд России подготовил и внес в Правительство России законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)».
Изменения в Трудовой кодекс предусматривают:
- законодательное введение принципа профилактики как основного принципа обеспечения безопасности работников на производстве;
- установление порядка заблаговременного и систематического выявления опасностей (угроз) жизни и здоровью работников на производстве и реализации мероприятий по их устранению посредством структурирования основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы охраны труда и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;
- переход от «списочного подхода» в предоставлении средств индивидуальной защиты, т.е. в зависимости от наименования профессии или должности работника, к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от фактически выявленных на рабочем месте вредных производственных факторов, опасностей (угроз) жизни и здоровью работников и уровня их воздействия;
- установление порядка учета микротравм работников и устранения их причин, пока не наступили более серьезные последствия (тяжелая травма или гибель работника);
- совершенствование системы государственного надзора (контроля) за соблюдением требований трудового законодательства путем введения работодателем внутреннего самоконтроля выполнения требований трудового законодательства;
- повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления безусловного запрета на работу в опасных условиях труда.
«Устанавливается запрет на труд в опасных условиях, если только он не связан с защитой жизни и здоровья других людей. Мы понимаем, что есть такие виды работ, которые связаны с определенным риском, например, спасатели. Но мы настаиваем на том, что не может быть обычная работа быть опасной. Если опасные условия были зафиксированы, по результатам специальной оценки условий труда установлен такой класс, необходимо приостановить работы и довести уровень до приемлемого. А опасные условия мы считаем неприемлемым, неоправданным риском», – подчеркнул замминистра.
Он также сообщил, что законопроект разрабатывался во взаимодействии с объединениями работодателей и профсоюзов и концептуально поддержан социальными партнерами.
«Думаем, что закон придаст новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах. Мы надеемся, что он поддержит тенденцию снижения смертности и производственного травматизма», – отметил Григорий Лекарев.
Замминистра выразил мнение, что законопроект позволит обеспечит снижение административной нагрузки и создаст бо́льшую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков.
Он добавил, что крайне важно повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах: «Работник должен быть заинтересован в том, чтобы создавать безопасные условия на своем месте. Мы хотим, чтобы он стал деятельным участником процесса создания таких условий».
«Решение задачи по внедрению эффективной профилактики и повышению культуры безопасного труда обеспечит своевременное выявление и устранение причин производственного травматизма и профзаболеваний», – сказал в заключение замглавы Минтруда России.