Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Велико влияние на социальные процессы и развитие самого общества, особенно в последние годы, в период создания нового информационного пространства новой информационной среды.

Телевидение является важнейшим из всех средств информации, а познавательные возможности его исключительно велики. Оперативность, объективность и живой контакт с огромной зрительной аудиторией – все это позволяет телевидению многие годы удерживать пальму первенства среди всех СМИ. Да и степень влияния на сознание людей весьма значительна, особенно в плане формирования общественного мнения.

По утверждению эксперта в области СМИ, преподавателя отделения журналистики ДГУ Натальи Булейко, многие выпуски информационных программ «Вести» ГТРК «Дагестан», «Время новостей» РГВК «Дагестан» для региона достаточно насыщены, но в них преимущественно преобладают официальные «паркетные» материалы, подготовленные зачастую наспех. Это наводит на серьезные размышления, свидетельствует об отсутствии современной информационной политики, значительно сужает зрительский интерес к экрану.

Факт остается фактом. Сегодня многие государственные и муниципальные СМИ и пресс-службы действуют разрозненно, слабо налажено медиапланирование, нет соответствующего допуска к информации и значимости статуса пресс-секретарей. Эксперты отмечают крайне низкий уровень информационной открытости официальных сайтов многих дагестанских министерств, ведомств, муниципальных образований. Не оправдано много материалов о ходе совещаний, заседаний, пресс-конференций, встреч руководителей самого разного уровня.

Реалии сегодняшнего дня требуют переосмысления самой природы информационного рынка. В любом цивилизованном обществе весьма эффективно работает цепочка: Власть. СМИ. Общество. Электронные и печатные средства массовой информации доводят до власти насущные проблемы общества, которая в свою очередь обязана их решать. Контроль «снизу» дает возможность строить и ограничения «сверху» дает возможность строить эти отношения на приоритетной основе. Но если такое равенство нарушается, то власть теряет связь с обществом, становится в ее глазах нецелесообразной.

Телевидение, претендуя на объективность передаваемой информации, очень редко позволяет себе субъективный взгляд на предмет. А это значит, что мы сознательно уходим от объективного освещения многих сфер жизни региона. И такую ситуацию необходимо менять. По мнению экс-министра печати и информации РД Умаросмана Гаджиева: «Сегодня в республике поставлена задача ускоренного развития, коренного изменения всех сфер, и она не может быть решена без эффективного государственного управления. Эффективное управление не может быть без открытости власти, без информационного сопровождения. Многие муниципальные издания можно было бы объединять в холдинги, активно используя интернет-технологии, оптико-волоконную связь. Это позволит оперативно выпускать газеты и, самое главное – вовремя доставлять их читателю. И здесь возникает другой вопрос — обратная связь. Очень важно знать, кто что смотрит, читает… И разумеется, все преобразования производить только после тщательного изучения спроса зрительской аудитории, серьезного анализа» — считает Гаджиев.

Кандидат  филологических наук Нина Зверева в своей научной работе «журналистика» выявляет две главные проблемы, оказывающие существенное влияние на деятельность регионального тележурналиста. Первая — материальная зависимость телевидения от власти или крупных коммерсантов; вторая — все меньший учет интересов зрителя, отход от важнейших нравственных ценностей. Вторая проблема не является независимой, она связана с первой, часто являясь ее следствием.

Практика показывает, что в регионах популярность новостных программ обусловлена, прежде всего, близостью каналов к зрительской аудитории. Рост спроса на новостной программы влечет увеличение объема обработки информации внутри компании, следовательно, приобретает актуальность эффективного управления эфирным временем. Одним из показателей высокого качества информационного продукта кроме рейтинга являются высокие продажи эфирного времени.

Все сегодня мы живем в таком мире, когда все стало на рельсы экономики. Сегодня, как правило, журналист, корреспондент не может работать только в одной узкой нише и освещать только, например, культуру или сельское хозяйство. Журналист регионального телевидения должен уметь освещать любые темы. А это значит, что пришло время в корне менять информационную политику. Не делить СМИ на своих и чужих. Наладить диалог власти и общества и использовать все возможности СМИ для доведения до рядовых дагестанцев всех деталей нового политического курса республиканской власти во главе с В. Васильевым.

Многие специалисты ныне сходятся в том, что СМИ в целом и телевидение в частности, как общественная трибуна не только результат демократизации, но и ее непременное условие, даже гарантия. Однако освоить именно эту новую роль в процессе телевизионной перестройки последних лет оказалось труднее всего.

По мнению ряда независимых экспертов, государство со временем должно уйти с рынка СМИ, оставляя на нем минимальное количество ресурсов. Сегодня у многих специалистов в области СМИ есть четкое формирование нового законодательства, которое будет адаптировано к нынешним условиям функционирования прессы. СМИ должны отражать интересы народа. В этом и заключается главная идея, смысл прессы, свободно выражающей свое мнение.

Природа телевидения разнопланова, разнообразна, практически безгранична. Конечно, многие вопросы требуют глубокого осмысления.

На первом Форуме СМИ Северного Кавказа главной целью было налаживание горизонтальных связей среди журналистов и экспертов, представляющих разные регионы СКФО и совместное формирование объективного образа Северного Кавказа. По мнению эксперта, доктора политических наук Абдуллы Магомедова, региональным журналистам следует направить свои усилия на формирование общей повестки, способной донести позитивные изменения, происходящие на Северном Кавказе, до жителей других регионов России. И, разумеется, что обостряющаяся конкуренция на рынке информационных услуг способствует повышению требований к качеству новостной продукции.

Анализ показывает, что пришло время совершенствовать саму структуру информационных выпусков, и главным образом, в соблюдении пропорций позитивных и критических материалов. Конечно же, нельзя показывать дагестанскую жизнь, приукрашивая действительность и умалчивая о накопившихся в последние годы в нашем обществе проблемах.

Процесс взаимного проникновения печати, телевидения и Интернета набирает силу. Оказалось, что те сильные стороны, которые есть у газеты, а именно профессионализм и способность к аналитике, востребованы и телевизионным рынком, и всемирной паутиной.

Сегодня перед региональными СМИ стоит множество проблем. Вызывает серьезную обеспокоенность, что на экране ТВ, в газетах и журналах очень мало острых, критических проблемных материалов на злобу дня: о коррупции, хищениях, невнимательном отношении к законным требованиям рядовых людей со стороны чиновников и руководителей самого разного уровня.

В современном обществе информация стала инструментом гражданского общества, способом его прямого давления на государство. Когда нет диалога между гражданами и властью, это ни к чему хорошему не приводит. Отсутствие диалога между властью и обществом всегда несет в себе возможность негативных и даже кризисных явлений. Сегодня электронные СМИ это не только средство общения, но и один из главных инструментов социального управления, мощное орудие воздействия на массовое сознание, на формирование определенных взглядов и убеждений телезрителей.

Ильман Алипулатов, политолог, председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России, руководитель кафедры электронных СМИ ДГУ,

член Общественной палаты РД