В виртуальный 3D тур вошли объекты культурного наследия Дагестана

В разработанный виртуальный 3D тур войдут десять объектов культурного наследия РД. Об этом поведали в пресс-службе Агентства по охране культурного наследия Дагестана.

3D тур разработали в ходе конкурса грантов по пропаганде памятников истории и культуры, а также благоустройству территорий, которые прилегают к объектам культурного наследия. Разработчиком данного проекта стал Гасангусейн Шавлуков – житель села Кумух Лакского района республики Дагестан.
В список объектов культурного наследия 3D тура вошли известные и малоизвестные памятники истории, такие как:

Древнейшая на территории России Джума-мечеть VII в. В городе Дербенте, Джума-мечеть в селении Ахты, Джума-мечеть VIII в. в селении Кумух, Крепость «семи братьев и одной сестры» в селении Хучни, Ахтынская крепость XIX века, Свято-Успенкий Кафедральный собор в столице Дагестана, Датунский Храм V-VI вв. в Шамильском районе, Знаменская церковь в городе Хасавюрте, Кахибские и Гоорские башни, Преображенская крепость в селении Ботлих (на реке Андийское Койсу), Гамсутль – аул-призрак.

Наведать уникальные памятники нашей республики посредством виртуальных туров представляется возможным на платформе Google Карты и в разделе «Виртуальный 3D тур» на сайте Агентства по охране культурного наследия РД. На сайте туры были собраны и укомплектованы в единое виртуальное путешествие. Качество изображения на достаточно высоком уровне, создает эффект реального присутствия.

По словам самого Гасангусейна Шавлукова, самыми отдаленными памятниками были Джума-мечеть в селении Ахты и Ахтынская крепость, а самыми труднодоступными Гоорские и Кахибские башни. Шавлуков говорит, что «Вплотную подъехать к местам, где расположены некоторые объекты съемки, не получалось. К примеру, чтобы добраться до аула Гамсутль, Кахибских и Гоорских башен, пришлось обратиться к помощи местного путеводителя и идти пешком с оборудованием на плечах».

К сказанному  Шавлуков добавил, что отдельные объекты он застал на различных стадиях ремонта. А Ахтынская крепость, особенно церковь в ней, к большому сожалению, год от года всё больше разрушается.

Для сохранения, а также изучения объектов культурного наследия Страны гор,  Шавлуковым предложено использовать трехмерные технологии в построении виртуальных реконструкций памятников культурного наследия.

Руслан Гаджиев – Директор Республиканского центра охраны памятников истории, культуры и архитектуры, подчеркнул, что сделанная работа стопроцентно соответствует намеченным мероприятиям и срокам их проведения. Он сказал, что «Поставленная цель проекта успешно достигнута. За время проведения проекта грантополучателем было снято более 3000 кадров, совершено более 15 выездов, собрано 10 виртуальных туров. Это большой объем работы и достойное исполнение. Будут также выпущены диски с виртуальным туром».

Руслан Шехмагомедов – Врио руководителя Дагнаследия, подчеркнуто отметил огромную важность проделанной работы, что входит в одно из первородных направлений работы ведомства: пропаганда исторических памятников культурного наследия республики Дагестан.

Шехмагомедов сказал, что «Виртуальные туры – это возможность дистанционного ознакомления с объектами культурного наследия, повышения интереса к наследию нашей республики, осознания необходимости более бережного отношения к нему. Как вы имеете возможность видеть, активно развивающийся туризм в последние годы не лучшим образом сказывается на сохранности объектов культурного наследия, многие довольно бесцеремонно относятся к памятникам. По закону объекты культурного наследия, внесенные в реестр, охраняются государством, нанесение ущерба, посторонних надписей, разрушение, внесение изменений во внешний и внутренний облик, наказуемо».

По словам Шехмагомедова, к большому сожалению, не представляется возможным к каждому памятнику приставить отдельную охрану; поэтому их будущее во многом зависит от совести самих туристов. Однако виртуальный тур предоставляет возможность узреть все это, даже находясь на большом расстоянии – а то и вовсе за пределами республики Дагестан.

«Лезги газет»