Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Велико влияние на социальные процессы и развитие самого общества, особенно в последние годы, в период создания нового информационного пространства новой информационной среды. Необходимым условием анализа развивающейся информационной системы и динамики всего коммуникативного, информационного процесса и в регионах, и в целом в стране становится выявление закономерностей, взаимосвязей, взаимодействия различных потоков, средств, каналов массовой и корпоративной информации.
Телевидение является важнейшим из всех средств информации, а познавательные возможности его исключительно велики. Оперативность, объективность и живой контакт с огромной зрительной аудиторией – все это позволяет телевидению многие годы удерживать пальму первенства среди всех СМИ. Да и степень влияния на сознание людей весьма значительные, особенно в плане формирования общественного мнения.
Начиная с 1 октября 1960 года, т. е. с момента появления в Дагестане телевидения, выросло не одно поколение наших соотечественников, в домах которых оно стало желанным собеседником. В те далекие годы дагестанское телевидение представляло собой один единственный канал, который функционировал в прямом эфире. И каждая телевизионная передача, воспринималась зрителями, как значимое событие. С тех пор прошло более 58 лет и за эти годы региональное телевидение получило значительное развитие. Теперь у нас есть возможность смотреть десятки различных государственных, региональных, муниципальных, частных каналов. И, тем не менее, сегодня журналистика в целом и телевидение, в частности в Дагестане переживает не самые лучшие времена. Более того, сильное влияние государства на средства массовой информации, особенно региональные и муниципальные, приводит к тому, что информационное поле порой в последние годы формируется в искаженном виде. И это несмотря на то, что в рамках создания в стране единого информационного пространства развитие телерадиовещания, за последние 15-20 лет произошли принципиальные изменения не только в развитии электронных СМИ, но и в сфере производства, распространения систем массовых коммуникаций. Это связано с переходом телевидения от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, возникновением мультимедийных сред, интерактивных услуг, развитием сети Интернет и мобильной связи.
По словам ряда экспертов в области СМИ, региональное телевидение является активным политическим фактором, специфической чертой которого становится его зависимость от местной власти. Особенно ярко привлечение административного ресурса проявляется в период проведения предвыборных кампаний.
Факт остается фактом. Доверия к телевидению, в целом к СМИ все меньше и меньше. Меняется и отношение читателей, телезрителей к журналистской профессии. И это не смотря даже на то, что ежегодно растет количество абитуриентов, желающих стать профессиональными журналистами, растет конкурс поступающих на отделение журналистики ДГУ.
Три года назад на отделении журналистики ДГУ открыта магистратура по бюджетной форме обучения. Десятки выпускников отделения журналистики плодотворно работают на федеральных и региональных каналах. Но этого явно недостаточно. Сегодня необходимо вывести на совершенно новый уровень подготовку телевизионных и радио журналистов. Ведь не секрет, что многими телерадиокомпаниями, студиями в городах и районах сегодня, по-прежнему руководят случайные люди, по крайней мере – не специалисты. А это значит, что давно пора продумать специальную программу по подготовке и переподготовке телерадио журналистов. Свое веское слово должны сказать Правительство РД, Союз журналистов, экспертное сообщество.
По утверждению доцента кафедры электронных СМИ ДГУ Натальи Булейко, многие выпуски информационных программ «Вести» ГТРК «Дагестан», «Время новостей» РГВК «Дагестан» для региона достаточно насыщены, но в них преимущественно преобладают официальные «паркетные» материалы, подготовленные зачастую наспех, однобоко, и нередко восхваляющие представителей власти только лишь то, что они выполняют свои должностные обязанности. Это наводит на серьезные размышления, свидетельствует об отсутствии современной информационной политики, значительно сужает зрительский интерес к экрану.
Не секрет, что сегодня многие государственные и муниципальные СМИ и пресс-службы действуют разрозненно, слабо налажено медиапланирование, нет соответствующего допуска и статуса пресс-секретарей. Эксперты отмечают крайне низкий уровень информационной открытости официальных сайтов многих республиканских министерств, ведомств муниципальных образований. Не оправдано много материалов о ходе совещаний, заседаний, пресс-конференций, встреч руководителей самого разного уровня. Причем, формы и методы подачи материалов те же, что и во время правления Дагестаном М. Алиевым, М-С. Магомедовым, Р. Абдулатиповым… Старые стереотипы.
Есть и другие мнения. Но очевидно одно – телевидение, претендуя на объективность передаваемой информации, очень редко позволяет себе субъективный взгляд на предмет. А это значит, что мы сознательно уходим от оперативного и объективного освещения многих сфер жизни региона.
В нашем журналистском сообществе немало профессионалов, которые предлагают конкретные пути развития СМИ в Дагестане. Так, по мнению экс-министра печати и информации РД Умаросмана Гаджиева, некоторые муниципальные издания необходимо объединять в холдинги, активно используя интернет-технологии, оптико-волоконную связь. Это позволит оперативно выпускать газеты и, самое главное – вовремя доставлять их читателю. Это очень важно. Но здесь возникает другой вопрос. Мы должны иметь обратную связь, знать, кто что смотрит, читает. И все преобразования производить только после тщательного изучения дел на местах, анализа, проведенного экспертами в области СМИ. Этой работой сегодня никто не занимается. Как утверждают эксперты, в структуре государственного регионального телевидения, а может быть, и министерства информатизации, связи и массовых коммуникаций крайне необходимо иметь специальную структуру по изучению мнения телезрителей и радиослушателей, читателей. И при подготовке любого нового проекта руководствоваться исключительно результатами социологических исследований и опросов. Для успешного развития регионального телевидения необходимо, прежде всего, получить точную информацию о характере и интересах дагестанской аудитории. А так получается, что мы работаем вслепую.
Да, сегодня мы живем в таком мире, когда все стало на рельсы экономики. Мы не можем позволить себе роскошь в студиях, иметь ассистента-режиссера, ассистента оператора и т.д. сегодня, как правило, журналист, корреспондент не может работать только в одной узкой нише и освещать только, например культуру и сельское хозяйство. Журналист регионального телевидения должен уметь освещать любые темы.
Пришло время в корне менять информационную политику. Не делить СМИ на своих и чужих. Наладить диалог власти и общества и использовать все возможности СМИ для доведения до рядовых дагестанцев всех деталей нового политического курса республиканской власти во главе с В. Васильевым.
Многие специалисты ныне сходятся на том, что СМИ в целом и телевидение в частности, как общественная трибуна не только результат демократизации, но и ее непременное условие, даже гарантия. Однако освоить именно эту новую роль в процессе телевизионной перестройки последних лет оказалось труднее всего.
И сегодня мы, представители и руководители СМИ по-прежнему задаемся вопросом: в чем, собственно, состоит основная проблема современного телевидения?
На мой взгляд, прежде всего она масштабно связана с уровнем культуры работников и руководителей ТВ и с резким падением этого уровня, следствием которого явилась деградация огромного количества людей, и прежде всего молодежи. Совершенно очевидно, что телевидение, заняв огромное место в жизни каждого человека, нацелено не только развлекать, но и воспитывать людей, прививать им нравственные ценности и жизненные ориентиры. Об этом, к сожалению, нередко в последнее время, кто создает современное телевидение.
Природа телевидения разнопланова, разнообразна, практически безгранична. Конечно, многие вопросы требуют глубокого осмысления. И, конечно же, актуальным в наше время, по-прежнему остается вопрос наличия неофициальной цензуры и вмешательства в деятельность средств массовой информации со стороны чиновников самого разного уровня, руководителей государственных и муниципальных органов власти. По словам известного политика Евгения Примакова: «Свобода слова, гарантированная Конституцией, распространяется на возможность публикаций в СМИ материалов, критикующих руководство, но одновременно сохраняется «руководящий жезл» особенно в отношении телевизионных каналов государственных и основных частных, имеющих наибольшую аудиторию». И это в то время, когда в целом ряде принципиальных случаев игнорируется общественное мнение». Все это происходит на фоне того, когда все мы провозглашаем громко о строительстве правового демократического государства.
И, разумеется, обостряющаяся конкуренция на рынке информационных услуг способствует повышению требований к качеству новостной продукции. Наиболее популярными сегодня оказываются не только те каналы, которые просто оперативно освещают события, но и те, что предлагают востребованные, отвечающие ожиданиям аудитории, «форматные» сообщения. Современный зритель выбирает не только собственно новости, но в большей степени – их подачу. На первый план выходит профессионализм журналистов, режиссеров, операторов, ведущих редакторов, других творческих и технических работников. Хотелось бы отметить новизну, творческий поиск в подаче материалов информационной программы «Новости» на канале ННТ (Наше национальное телевидение). Программу готовят в основном выпускники отделения журналистики ДГУ и делают это, на мой взгляд, достаточно профессионально и оперативно, тем самым привлекают внимание зрителей.
Анализ показывает, что пришло время совершенствовать саму структуру информационных выпусков на региональном ТВ и главным образом, в соблюдении пропорций позитивных и критических материалов. Конечно же, нельзя показывать дагестанскую жизнь, приукрашивая действительность и умалчивая о накопившихся в последние годы в нашем обществе проблемах. Обо всем этом совсем недавно мы говорили на заседании круглого стола «Карьера» на отделении журналистики ДГУ с участием министра информатизации, связи и массовых коммуникаций РД Сергея Снегирева, руководителей СМИ. Вывод один: необходимо менять информационную политику в республике, менять стиль и методы работы журналистов. Продумать систему переподготовки тех, кто работает в СМИ долгие годы, и разумеется, привлечь к этой работе профессионалов, ученых, представителей органов власти.
Сложившаяся в последние годы общественно-политическая ситуация в республике настоятельно требует создания ряда новых телевизионных проектов, которые стали бы дискуссионной площадкой обсуждения накопившихся проблем представителями не только органов власти, но и политических партий, общественных организаций, уважаемых дагестанцев, людей с разными мнениями, суждениями, но думающих и болеющих о будущем и процветании Дагестана. В этом плане вызывает уважение инициатива нашего молодого коллеги Тамирлана Магомедова, о создании дискуссионно-аналитического центра (пресс-клуба журналистов и общественников) на базе отделения журналистики ДГУ. Этот Центр создан для обсуждения актуальных проблем республики и выработки предложений по их решению.
По мнению многих экспертов, именно телевидение, радио, печатные СМИ могут и должны стать информационной и дискуссионной площадкой, если хотите – питательной средой для воспитания плюрализма, демократии и толерантности. Разумеется, при этом сами СМИ должны быть свободны в рамках закона «О СМИ», этических правил и уважения к правде и независимости. Возможность свободной работы журналиста является сегодня чуть ли не основным критерием, по которому оценивается уровень демократии в обществе. Поэтому необходимо гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране, в республике правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса.
Процесс взаимного проникновения печати, телевидения и Интернета набирает силу. Оказалось, что те сильные стороны. Которые есть у газеты, а именно профессионализм и способность к аналитике, востребованы и телевизионным рынком, и всемирной паутиной.
Сегодня перед региональным ТВ стоит множество проблем. В том числе отсутствие притока молодых современных специалистов. Средний возраст работника дагестанских СМИ 50 лет. При этом главной проблемой по-прежнему остается качество публикаций, и прежде всего, отсутствие объективной и оперативной аналитики.
Вызывает серьезную обеспокоенность, что на экране регионального телевидения очень мало острых, критических проблемных материалов на злобу дня: о коррупции, хищениях, невнимательном отношении к законным требованиям рядовых людей со стороны чиновников и руководителей самого разного уровня. Все это отталкивает зрителей от экрана, создает образ чиновников, занятых не конкретными заботами и проблемами людей, а видимостью какой-то работы в интересах собственного обогащения. И это настораживает.
В современном обществе информация стала инструментом гражданского общества, способом его прямого давления на государство. Когда нет диалога между гражданами и властью, это ни к чему хорошему не приводит. Сегодня электронные СМИ это не только средство общения, но и один из главных инструментов социального управления, мощное орудие воздействия на массовое сознание, на формирование определенных взглядов и убеждений телезрителей.
Телевидение — это большая сила. И поэтому силу эту необходимо использовать очень осмотрительно и осторожно. СМИ должны быть зеркалом событий, а не осколком уменьшительного или увеличительного стекла. Не следует забывать и то, что телевидение должно быть, прежде всего, правдивым и объективным, а самое главное иметь человеческое лицо.
Ильман Алипулатов,
председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России,
руководитель кафедры электронных СМИ ДГУ,
член Общественной палаты РД.