Сегодня коррупция и взяточничество поразили практически все сферы жизни общества. В мировом рейтинге из 150 государств Россия одна из самых коррумпированных стран.
И только в последние годы в российском обществе идет активное и весьма заинтересованное обсуждение вопросов борьбы с коррупцией. Люди разных профессий, возрастов, социального происхождения высказывают свои суждения по поводу мер, предпринимаемых руководством страны по снижению уровня коррупции.
По словам Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, по-прежнему вызывает тревогу коррумпированность чиновников разного уровня, в том числе и правоохранительных органов и то, что коррупция в нашей стране подрывает основы государства, понимают на всех уровнях. И, разумеется, все это в значительной степени мешает становлению в стране гражданского общества, вредит делу духовного оздоровления страны, воспитанию в обществе патриотизма.
По утверждению многих независимых экспертов, на данном этапе развития нашего государства, реальную угрозу экономической и общественно-политической стабильности, представляет не идеологическое разделение политиков, а коррупция и сращивание власти с криминалом. Ведь, именно, коррупция порождает негативное отношение граждан к власти и тормозит развитие государства. Политолог Руслан Курбанов, оценивая ситуацию в Дагестане, как-то сказал: «такое впечатление, что все части дагестанского общества — власть, интеллигенция, духовные лидеры, общины верующих разного толка — живут и развиваются в параллельных пространствах. Все это — социальная апатия, правовой нигилизм, продажность чиновников, разрушение всяческой веры во власть. Деградация морали и нравственности, разрушение социальных связей может привести республику к социальной, национальной и политической катастрофе». Почему нет конкретных результатов по снижению уровня коррупции? Сегодня многие задаются этим вопросом. И это на фоне того, что последние годы в стране, казалось бы, создана система правовых и организационных мер по противодействию коррупции. Утверждён перечень должностей федеральной службы, при назначении на которые служащие обязаны предоставлять сведения о своих семейных доходах и имуществе. Приняты законы, ужесточающие наказания за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве и т.д.
Результаты опросов общественного мнения в нашем регионе свидетельствуют о том, что значительная часть наших соотечественников серьёзно озабочена распространением коррупции и различных преступных схем с целью воровства. Многие дагестанцы справедливо считают коррупцию одним из факторов, способствующих росту большинства социально — экономических проблем. Более 79% опрошенных дагестанцев уверены в том, что коррупцией охвачены практически все сферы нашей жизни, а 88%, что все должностные лица берут взятки. Подавляющее большинство наших соотечественников (86%) отмечают, что сталкиваются всегда или часто с взяточничеством, что существенным образом отражается на их доверии к власти.
Коррупция для Дагестана — тема очень болезненная. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что деятельность органов власти по борьбе с ней, многие годы была практически формальной. Другой, очень важный вопрос, который волнует сегодня каждого из нас — это отсутствие системной, продуманной целенаправленной кадровой политики, которая напрямую связана и существенно влияет на коррумпированность. Впечатляют результаты экспресс-опроса среди дагестанцев. Более половины из опрошенных признались, что пользуется коррупционными механизмами для решения тех или иных вопросов. Лидерами в этом списке были работники правоохранительных органов, затем ВУЗы, суды, регистрационные службы, представители здравоохранения и образования. И, как следствие всего этого возникает тотальная коррупция, привычка решать свои дела исключительно с помощью взяток. И при этом, как сообщил в интервью одному из федеральных СМИ председатель Верховного Суда РФ В. Лебедев, основным наказанием за взятки многие годы был условный срок. Причем, чаще всего на скамью подсудимых у нас попадали, как правило, мелкие коррупционеры: врачи, учителя, чиновники низкого звена, рядовые сотрудники правоохранительных органов.
Давайте будем откровенны: у многих рядовых дагестанцев давно возникло и даже укрепилось стойкое неверие в возможность обеспечить защиту своих интересов с помощью правовых средств. Как правило, наши соотечественники сами предлагают взятки с тем, чтобы положительно решить свой вопрос. Вот и получается, что общество само в какой-то степени, провоцирует ситуацию, в которой все мы находимся весьма продолжительное время. Ведь не все же вымогают, значительная часть подношений совершается людьми добровольно, и их, как мы видим, общество осуждает наравне с берущими. Если не принять кардинальных мер, то люди по инерции будут продолжать давать взятки, думая, что иначе их никто просто слушать не захочет. Народ потерял веру в то, что можно решить какой-то вопрос без взятки, он как бы принял «правила» такой жизни. К тому же все опрошенные были единодушны в том, что коррупция — это аморально, но от неё никуда не деться. Печальный, согласитесь, вывод.
Многие независимые эксперты уверены, что бороться с коррупцией надо системно, последовательно и настойчиво. Нужно и санкции повышать, и добиться того, чтобы наказание за любое правонарушение в этой сфере было неотвратимым.
С 2013 года в стране введено обязательное декларирование не только доходов, но и крупных приобретений: недвижимости, акций, транспорта. Достойными внимания законодатели сочли покупки, превышающие по стоимости общий доход самого чиновника, его супруги (супруга) и их несовершеннолетних детей за три предшествующих года. Покупки будут подлежать проверке с привлечением правоохранительных и налоговых органов лишь в том случае, если у руководителя появляется «достаточные основания подозревать, что добро приобретено на нелегальные доходы». Наказание не сумевшему «отбиться» обещано страшное – увольнение, лишь, в крайнем случае прокуратура получает право попробовать через суд изъять у нарушителя и обратить в пользу государства купленное на неправедные доходы. Депутаты Государственной думы и сенаторы за нарушение закона должны лишаться мандатов.
Как отмечают эксперты, борьба с коррупцией набирает обороты. Значительно усилен контроль над чиновниками всех уровней по выявлению среди них коррупционеров. В этой работе необходимо обратить внимание на наличие теневого оборота нефтепродуктов и алкогольной продукции. До сих пор нет точных данных, сколько в Дагестане АЗС, равно как нет точных сведений по количеству карьеров стройматериалов.
Как отмечают эксперты, необходимо усилить борьбу против экономической преступности и коррупции во всех ее проявлениях в структурах государственной и муниципальной власти, правоохранительных и контролирующих органах. Начинать эту работу следует, прежде всего, с руководителей, с тех, кто лоббирует противозаконные интересы отдельных групп лиц, кто предает государственные и служебные интересы. Лоббирует, прежде всего, на федеральном уровне.
Массовая зачистка власти. Первые итоги.
Дагестан стал первым кавказским регионом, в котором развернули широкомасштабную зачистку действующей власти. За превышение должностных полномочий, организацию преступного сообщества, мошенничество в крупных размерах арестованы, отстранены от занимаемых должностей и привлекается к уголовной ответственности большая группа руководителей Правительства, министерств, ведомств, депутатов Народного собрания РД. Чистка кадров в республике продолжается и специально сформированная комиссия из московских прокуроров и силовиков только с начала этого года возбудила десятки уголовных дел. В ходе масштабной проверки следователи нашли много нарушений, начиная с фактов коррупции, кумовства и заканчивая сокрытыми убийствами и терактами. Выводы комиссии неутешительны. «Коррупция проникла во все сферы общественных отношений и приобрела в республике системный характер» — сообщил замгенпрокурора России Иван Сыдорук. В Дагестане было проверено более 25-ти министерств, ведомств, муниципальных образований и выявлено более 350 нарушений антикоррупционного законодательства. Среди них госзакупки без конкурсных процедур, размещение заказов в аффилированных структурах, участие чиновников в коммерческих организациях, назначение родственников на посты в органах власти, большое количество укрытых преступлений, в том числе два убийства и три теракта и многое другое. Свой налаженный бизнес имели семь заместителей министров и 14 чиновников рангом пониже. А 170 должностных лиц допустили грубые нарушения при предоставлении сведений о доходах. Также возбуждено около 450 административных и более 70 уголовных дел.
«Совсем потеряли страх» — так можно охарактеризовать значительную часть дагестанской чиновничьей номенклатуры. Самой коррумпированной областью комиссия назвала сферу оборота земель. Следователи установили, что на кадастровый учёт поставлено меньше половины всех земель в республике. В связи, с чем распространены случаи захвата земель, в том числе государственных и муниципальных. Кроме того, эти земельные участки передаются новым владельцам без соблюдения конкурсных процедур и без определения четких границ. «Мы победили бандитизм и терроризм. Сейчас надо победить коррупцию» – подчеркнул на одном из совещаний Глава республики Дагестан Владимир Васильев.
Мы все свидетели и очевидцы первых позитивных результатов по наведению порядка и дисциплины, конкретной широкомасштабной борьбы с коррупцией и коррупционерами. В Дагестане идет жесткая чистка рядов в высших органах власти, правоохранительной и судебной системе. В республике новый прокурор, председатель Верховного суда, руководители следственного управления, федеральной налоговой службы, антимонопольного ведомства.
По мнению экс-министра юстиции РД Арсена Гасанова и политолога Эдуарда Уразаева если раньше громкие коррупционные скандалы, как правило, замалчивались, то сейчас они становятся достоянием общественности, активно обсуждаются в прессе и на он-лайн форумах. «Ситуация, когда высшие должностные лица республики чувствовали свою бесконтрольность, вседозволенность и безнаказанность, уходит в прошлое», — выразил уверенность А. Гаджиев.
Новые подходы к решению застарелых проблем. Таких как коррупция, воровство бюджетных средств, земельный и правовой беспредел и т.д. Самое главное – новая дагестанская власть и прежде всего Владимир Васильев зарождают совершенно новый принцип взаимоотношений в обществе, когда в центре особого внимания власти – человек, его права, его быт, его повседневные заботы, проблемы и даже его настроение.
Формирование нетерпимого отношения к коррупции
Одним из ключевых инструментов борьбы с коррупцией являются свобода слова и эффективность средств массовой информации. Публичность и гласность многочисленных фактов незаконного обогащения чиновников могут и должны стать предпосылкой для подавления желания преследовать корыстные цели на рабочем месте. На ряд публикаций в газетах «Дагестанская правда» и «Дагестанская жизнь», — выступлений в телевизионной аналитической программе «Акценты» по вопросам коррупции в своё время я получил множество откликов, критических замечаний и пожеланий от дагестанцев. Люди разных профессий, возрастов, социального происхождения высказывали свои личные мнения по поводу предпринимаемых мер руководством республики и страны по снижению уровня коррупции, о наведении элементарного порядка, организованности и дисциплины во всех сферах нашей жизни. Авторы многих писем сами анализируют ситуацию, предлагают конкретные пути решения данной проблемы. Главное пожелание заключается в том, чтобы привлечь к разговору на эту жгучую, актуальную тему разных людей, называть конкретные фамилии и имена дагестанских коррупционеров. Когда мы говорим в общем, то никто, как правило, не реагирует на такую критику. Знаю это по своей многолетней практике работы в СМИ и в дагестанском парламенте. Поэтому, уверен, что и представителям власти, и нам, руководителям и представителям СМИ необходимо быть более конкретными, настойчивыми в освещении этой действующей проблемы. Коррупция — следствие несовершенства системы управления. Сейчас борьба с этим злом является одним из важнейших направлений деятельности властей, однако решить эту проблему в одночасье не удастся, необходим эффективный общественный контроль. Законодательное противодействие коррупции. В последние годы на федеральном уровне принят ряд законов, которые усиливают контроль за доходами и расходами государственных служащих, работников правоохранительной системы. Наряду с базовым законом принят блок изменений в более чем 25 действующих законах. Коррупция превратилась в системную проблему, и ей мы обязаны противопоставить системный ответ. Теперь надо действовать… Президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил национальный план по противодействию коррупции на ближайшие годы. В этом программном документе речь идёт о создании подразделения, координирующего мероприятия по противодействию коррупционным нарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов. В следующей части идёт поручение федеральным органам исполнительной власти «внести в ведомственные планы по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов и контроль, за выполнением антикоррупционных мероприятий». Необходимо продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционности поведения. Настоящую борьбу с коррупцией необходимо проводить в Центре и регионах одновременно. Это во-первых. Во-вторых: подавляющее большинство органов государственного управления в регионах (практически все органы правоохранительных и контролирующих функций МВД, ФСБ, Минюст, Прокуратура, контрольно — ревизионная и антимонопольная службы и др.) являются органами не регионального, а федерального уровня. Их руководители назначаются в федеральном центре. Поэтому, следует начинать эту работу, прежде всего, с руководителей, с тех, кто лоббирует противозаконные интересы отдельных групп и лиц, кто предаёт государственные и служебные интересы. Эксперт, доктор экономических наук, профессор Сергей Дохолян, в интервью аналитической программе «Акценты» ГТРК «Дагестан» отметил: «бороться с коррупцией, как с масштабной проблемой можно только комплексом мер. Одними уголовными делами на коррупционеров ситуацию не изменишь. Требуется ликвидировать саму возможность для дачи взятки. Это понятно, сложно, но опыт других стран показывает — усмирить коррупцию можно», — уверен он. И вновь мы возвращаемся к опыту других стран. В Сингапуре победили коррупцию высоким жалованьем чиновников. А в Гонконге, где зарплаты служащих нормальные, но не бог весть какие, одним из главных условий для победы над коррупцией стала смена образа мыслей. Теперь скажу чего, на мой взгляд, сегодня недостаёт местной власти. Требуется, прежде всего, коренное изменение стиля и методов работы руководителей муниципальных образований. Каждый человек должен быть в поле их зрения. Работа с людьми должна носить конкретный характер. А чтобы можно было серьёзно говорить об этом, нам необходимы жесточайшие меры антикоррупционного характера. Ведь если чиновник от местной власти на каждое обращение в свой адрес смотрит, как на возможность получить взятку, то он никогда не будет решать проблемы населения. И, тем не менее, без помощи самого народа никакая борьба с коррупцией невозможна, — в этом уверены многие независимые эксперты.
По мнению политолога Леонида Млечина, в нашей стране коррупция — основной способ согласования интересов различных групп истеблишмента и одновременно метод выживания населения. «Всевластие чиновников и господство запретов делает жизнь невыносимой, но коррупция позволяет, как-то преодолевать эти препятствия. Ничего нельзя, но все можно, если есть деньги и связи. Вот почему борьба с коррупцией требует коренного переустройства нашей жизни», — говорит он.
Независимые эксперты уверены, что реальное сокращение государственных и муниципальных служащих, чиновников разного уровня, также повлечет за собой значительное снижение уровня коррупции.
Ведь правовое государство в конечном итоге возникает не там, где принимается много хороших законов, а там, где они все и всеми исполняются.
Ильман Алипулатов, политолог, председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России,
руководитель кафедры электронных СМИ ДГУ, член Общественной палаты РД