В сфере автомобильных пассажирских перевозок в Республике Дагестан десятилетиями назревали проблемы, которые к настоящему времени переросли уровень отраслевых и стали проблемами населения и гостей Дагестана.
Пренебрежительное отношение к транспортному законодательству федерального и регионального уровней привело к тому, что автомобильный пассажирский транспорт практически перестал обновляться. Более 80% автобусного парка имеет возраст более 10 лет. Автобусы нуждаются в ремонте. Износ механизмов рулевого управления и тормозов вызывает высочайшую степень риска для пассажиров, пользующихся данным подвижным составом.
Жители Дагестана постоянно жалуются, что, садясь в старый, ржавый автобус, они не имеют гарантии, что их довезут до места назначения, а не высадят на полпути из-за технической неисправности, не говоря о риске аварий с тяжелыми последствиями.
Следующая проблема заключается в том, что большинство работающих на маршрутах перевозчиков элементарно не соблюдает установленное расписание движения и если в час пик количество автобусов более или менее достаточно, то в межпиковые часы, а также в вечернее время ожидать на остановке автобуса можно непредвиденно долго. Невозможно рассчитывать на определенное время поездки. Ситуация усугубляется тем, что при непогоде, сильных ветрах, снегопаде и гололеде часть перевозчиков просто не выходит на линию, чтобы лишний раз не подвергать свой автобус риску поломок. То есть тогда, когда пассажирский транспорт больше всего необходим, особенно ощущается его острая нехватка. Население обращается к руководителям транспортных отраслей с просьбой о наведении порядка. Но любые мероприятия по усилению контроля над качеством обслуживания пассажиров почему-то воспринимаются как сведение каких-то личных счетов между инспекциями и водителями, история которых зарождалась чуть ли не в XX веке.
Надо также сказать о том, что при сложившейся годами неправильной системе организации работы транспорта пассажир полностью беззащитен перед недоброжелательным отношением к себе со стороны водителей. Он не имеет на руках никакого подтверждения того, что он совершал поездку (например, обычного билета), на основании которого он бы мог предъявить какие-либо претензии за некачественное обслуживание и предоставленные неудобства. Фактически пассажир из заказчика транспортной услуги превращается в объект взимания денег без права защиты своих интересов.
Сегодня много говорится о том, что власти заставляют перевозчиков устанавливать определенную цену за проезд. Это делается для того, чтобы ввести в заблуждение пассажиров и, пользуясь их правовым незнанием, заставить эмоционально поддерживать позицию недобросовестных перевозчиков, хотя эта позиция на самом деле идет вразрез с интересами населения и пользователей пассажирским транспортом. Все те, кто работает в отрасли, прекрасно знают: в Дагестане сегодня стоимость проезда устанавливает сам перевозчик, это его коммерческое предложение. Ни одна государственная структура, будь то ГАИ, Ространснадзор, администрация города, министерство или Правительство РД, не вправе диктовать, какая должна быть стоимость проезда. Более того, если бы такие попытки вмешательства власти в коммерческую деятельность имели бы место, то на действия государственного служащего, превысившего свои полномочия, сразу была бы получена соответствующая реакция прокуратуры.
В Дагестане восстанавливается законность, совершенно очевидно, что это устраивает не всех и делаются попытки оставить в транспортной сфере все как было, не выводить ее из «тени» и продолжать наживаться там, где должны работать государственные механизмы, которые обеспечивают соблюдение интересов всего общества. Ничего нового не происходит, все старо как мир. Из древности известно, что громче всех кричит «Держи вора» сам убегающий вор. Поэтому тем, кто сегодня пытается одурачить людей и решить свои проблемы, вопреки их интересам, можно лишь посочувствовать, так как все эти действия впустую. Население сегодня информировано, ему доступны практически все источники, из которых возможно получить интересующие сведения о работе транспортной отрасли. Те, кто хочет разобраться в проблеме, могут это сделать не по подсказке таинственных анонимных источников или с помощью приклеенных бумажек в кабине маршрутки, а в открытых интернет-порталах, социальных сетях, государственных и ведомственных базах нормативных документах, а также во множестве других профессиональных и общественных материалах и справочниках.
Будущее транспорта Дагестана видится в сильных транспортных организациях, которые будут обеспечивать пассажиров безопасными и комфортными условиями поездок, а водителей и ремонтников – достойными заработными платами и нормальными условиями труда.
В большинстве городов России транспортные проблемы решаются именно таким образом. Почему жители Дагестана должны обслуживаться хуже, чем люди в других регионах, и подвергать риску свою жизнь и жизнь близких в угоду тем, кто привык наживаться нечестным путем. Можно только поприветствовать сегодняшнюю тенденцию к объединению перевозчиков и владельцев транспортных средств в нормальное предприятия, задача которых — достойно работать в достойной республике. На этом фоне все более отчетливо себя проявляют те, кто за счет «красивых» лозунгов пытаются затормозить развитие транспортной отрасли и за счет смены одних хозяев на других перенаправить «левые» потоки денег в родные руки.
Специально, что бы не усложнять текст, в нем не были приведены ссылки на конкретные нормативы, тем не менее для тех, кто действительно интересуется проблемой и хочет детально разобраться советуем изучить следующие нормативы: ФЗ № 220 от 13.07.2015 г. (редакция от 29.12.2012 г.),
ФЗ № 480 от 29.12.2017 г., ФЗ № 16 от 09.02.2017 г. (с последующей редакцией), ФЗ № 259 от 08.11.2007 г., Приказ Минтранс РФ № 15 от 20 августа 2004 года с изменениями от 03.05.2015 г.
Мы будем благодарны всем тем, кто реально и конструктивно хочет помочь навести в транспортной сфере Дагестана порядок и будем рады выслушать любое объективное мнение.