Общероссийский народный фронт в рамках работы над интерактивной «Картой доступности медпомощи» провел мониторинг закупок модульных врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов по состоянию на середину октября 2018 года, которые должны быть размещены в малых населенных пунктах. Как выяснилось, из 45 регионов, которым выделены федеральные средства на эти цели, модульные здания медорганизаций установлены только в 4 субъектах РФ, 14 субъектов РФ рискуют не использовать их в 2018 г. Кроме того, в ряде регионов эксперты выявили серьезные риски нецелевых бюджетных трат. Мониторинг ОНФ будет продолжен, а его результаты войдут в рекомендации по корректировке нацпроекта «Здравоохранение».
В марте этого года правительство РФ распорядилось выделить 45 регионам 1,23 млрд рублей на покупку модульных конструкций врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Они должны быть установлены в населенных пунктах, где проживают от 100 до 2 тыс. человек и где нет (по данным геоинформационной системы Минздрава России) медорганизаций первичного звена. Напомним, сделать первичную медпомощь доступной для жителей небольших сел и деревень президент Владимир Путин поручил правительству РФ и региональным органам власти в Послании Федеральному собранию. А мониторить ситуацию глава государства попросил Народный фронт.
По состоянию на середину октября, судя по данным об исполненных контрактах, установлено только 10 модульных зданий в 4 регионах: Республике Бурятия, Волгоградской, Новгородской и Псковской областях. Общая стоимость работ по исполненным контрактам в этих субъектах составила 32,5 млн рублей. Это меньше 3% от общей суммы выделенных федеральных средств.
«Минздрав России в марте — апреле этого года оперативно заключил с уполномоченными региональными органами исполнительной власти, указанными в распоряжении правительства РФ, соглашения о предоставлении субсидий, средства были направлены в регионы также еще весной. То есть классическая причина срыва сроков выполнения аналогичных мероприятий в регионах – отсутствие финансирования или запоздалое поступление средств, – в данном случае не работает. Действительную причину сложившейся ситуации с уверенностью можно искать в нерасторопности региональных чиновников», — сказал координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
В общей сложности в регионах уже проведены или проводятся торги для закупок в этом году более 400 модульных зданий. Эксперты ОНФ организовали мониторинг информации об этих процедурах в регионах и выявили целый ряд негативных моментов. Например, выяснилось, что Ненецкий автономный округ (НАО) попал в список получателей субсидий по ошибке. На тот момент, когда распоряжение кабмина оформлялось, геоинформационная система Минздрава России выдала несколько малых поселений НАО, где медорганизаций нет. Но на самом деле они там существуют. Сейчас сбой уже устранен, но в упомянутый документ правительства РФ соответствующие изменения пока не внесли. В нем до сих пор предусмотрено 9,76 млн рублей для этого региона.
В ОНФ отмечают, что велик риск того, что до конца текущего года 14 регионов в той или иной степени не успеют реализовать средства, выделенные на расширение сети медорганизаций. Тамбовская область получила почти 10 млн рублей, но сведений о закупках модульных зданий медорганизаций активистам ОНФ здесь найти не удалось. Еще 13 регионов справились с задачей объявления торгов только частично. Например, Алтайский край и Нижегородская область не провели торги в счет выделенных по распоряжению правительства РФ средств на общую сумму более 40 млн рублей, а это весь размер выделенной субсидии этим субъектам. Объявленные в Алтайском крае и Нижегородской области закупки на установку зданий медорганизаций финансируются не из средств, предусмотренных распоряжением правительства РФ, а из других источников. Новгородская область, соответственно, не использовала почти 9 млн рублей, или 36%; Красноярский край – почти 24 млн рублей, или 40%.
В ряде субъектов, получивших финансирование, разместить модульные здания планируется в тех малых поселениях, где медорганизации, по данным региональных властей, уже действуют. Это, например, Республика Калмыкия (Октябрьский район, п. Хошеут; Яшкульский район, п. Улан Эрге; Целинный район, п. Чагорта), Ставропольский край (Шпаковский район, пос. Ясный), Омская область (Черлакский район, д. Красный Овцевод; Нововаршавский район, пос. Любовский; Тюкалинский район, с. Красноусово и с. Никольское; Любинский район, пос. Северо-Любинский).
Немало вопросов появилось у экспертов и к тендерной документации. Так, стоимость 1 кв. м. модульного здания варьируется от 19,18 тыс. рублей в Республике Калмыкия до 100,28 тыс. рублей в Ярославской области. Снижение на торгах в Ярославской области доходило до 42% от начальной цены контракта.
«До конца текущего года остается совсем немного. Поэтому темпы, какими происходит расширение сети медорганизаций в небольших поселениях, вызывают серьезные вопросы. К сожалению, уже созданы все предпосылки для того, что работа в регионах в этом году будет сорвана. Народный фронт оставляет непростую ситуацию на своем особом контроле, подобные мониторинги будут продолжаться. Также наши активисты в рамках работы с интерактивной «Картой доступности медпомощи» ОНФ проинспектируют, как работают новые медорганизации, обеспечены ли они кадрами и медоборудованием. Например, по данным наших активистов, установленные в этом году здания медорганизаций в Новгородской области пока не функционируют. Результаты всех проверок войдут в доклад о качестве и доступности медико-санитарной помощи в малых населенных пунктах. Кроме того, они станут основой для рекомендаций ОНФ по корректировке нацпроекта «Здравоохранение», — заключил член Центрального штаба Народного фронта, координатор Центра мониторинга качества и доступности здравоохранения, депутат Госдумы Николай Говорин.
Интерактивная «Карта доступности медпомощи» в малых населенных пунктах (medkarta-onf.ru) разработана Народным фронтом в июне 2018 года. Посредством этого инструмента проводится мониторинг мнения граждан о действующей сети медицинских организаций и эффективности использования мобильных медицинских комплексов в малонаселенных пунктах. Карта помогает следить за ходом создания и последующего функционирования новых медицинских организаций в малых населенных пунктах. Также проект помогает выявлять потребности в медицинских организациях согласно нормативам с учетом мнения граждан.
«Лезги газет»