Роль межведомственного взаимодействия в реализации инклюзивных практик в высшем образовании обсудили в ДГУ

19 октября в конференц-зале ректората ДГУ прошел круглый стол, темой которого стала «Роль межведомственного взаимодействия в реализации инклюзивных практик в высшем образовании». Обсудить актуальные проблемы высшего инклюзивного образования пришли представители Народного Собрания Республики Дагестан, Общественной палаты РД, Администрации г. Махачкалы, а также сотрудники университета, ряда министерств и ведомств. Об этом «Лезги газет» сообщили в пресс-службе ДГУ.

Целью круглого стола является координация межведомственного взаимодействия в реализации инклюзивных практик высшего образования студентов с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями (ООП) в учебных заведениях.

Почетными гостями мероприятия стали ди⁠ректор Центра коллективного пользования, доцент кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, к.п.н. Елена Филипович, заместитель Главы Администрации г. Махачкалы Запир Алхасов и заместитель председателя Комитета по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Народного Собрания РД Магомед Курбанов.

Круглый стол начался с приветственного слова проректора ДГУ по учебной работе Магомеда Гасанова. Он подчеркнул, что поднятая проблема очень важна и требует максимально грамотного подхода к решению. «Защита прав студентов с ограниченными возможностями является одной из важных социальных функций. И в данном случае необходима четко налаженная работа образовательных учреждений», – отметил он. Кроме того, проректор заявил, что в Даггосуниверситете проводится большая работа в области инклюзивного образования. Так, например, в вузе функционируют четыре комплекта оборудования для студентов-инвалидов.

Подробнее о высшем инклюзивном образовании в ДГУ рассказала Сакинат Гусейнова – ди⁠ректор Центра инклюзивного образования университета. Она упомянула о том, что помимо самостоятельной работы, Даггосуниверситет активно сотрудничает с органами здравоохранения, Министерством труда и социального развития РД, Центром защиты детей и подростков и различными реабилитационными организациями. «Ежегодно вуз проводит ряд мероприятий с участием детей и студентов с инвалидностью. Одним из таковых является фестиваль «Равные возможности, достойная жизнь для всех», организаторами которого выступают Центр инклюзивного образования ДГУ, общественная организация помощи инвалидам «Жизнь без слез» и наш факультет культуры. Помощь в организации фестиваля оказывает также Общественная палата Республики Дагестан», – отметила С. Гусейнова.

Затем слово было передано гостье круглого стола Елене Филипович. Она поблагодарила руководство университета за возможность участия в мероприятии и за активную позицию в сетевом взаимодействии в вопросах инклюзивного образования. Елена Филипович подготовила доклад на тему «Возможности использования ассистивных технологий в процесее обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузе». Она подробно рассказала об ассистивных технологиях, которые представляют собой различные устройства, направленные на усиление и поддержку возможностей людей с ограниченными способностями.

Обращаясь к присутствующим, Запир Алхасов подчеркнул, что система решения вопросов инклюзивного образования актуальна не только в вузах, но и школах. «Для Махачкалы очень важна реализация программы «Доступная среда». Сегодня реализуется множество проектов, направленных на улучшение жизни инвалидов. Одно из них — кафе, где могут работать люди с ограниченными возможностями», –отметил он.

В свою очередь, Магомед Курбанов заявил, что вопросы развития инклюзивного образования обсуждаются как на региональном, так и на федеральном уровне. По словам депутата, к великому сожалению, с каждым годом детей-инвалидов становится больше. Поэтому школы и университеты должны быть готовы принять таких ребят.

Далее участники круглого стола получили возможность выступить со своими предложениями. Так, сотрудник Центра инклюзивного образования ДГУ Махач Сурхаев предложил проводить тренинги для здоровых ребят, чтобы подготовить их к совместной учебе с инвалидами. «Необходимо объяснить здоровым студентам, как они могут помочь лицам с ограниченными способностями в той или иной ситуации», – сказал он.

Заведующая кафедрой общей и социальной педагогики ДГУ, д.п.н. Бика Алиева отметила важное значение фасилитативных способностей педагога и студентов по отношению к инвалидам в образовательном процессе.

«Лезги газет»