В Махачкале состоялся концерт Алексея Людевига

В Махачкале состоялся первый концерт XI Международного музыкального фестиваля «Порт – Петровские Ассамблеи», который проводит Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова . На сцене Кумыкского театра выступил лауреат международных конкурсов, альтист из Санкт – Петербурга Алексей Людевиг.

Это вторая встреча с музыкантом для дагестанского слушателя и продолжение знакомства с творчеством альтиста. В свой первый приезд Алексей Людевиг выступал с барочной музыкой и знаменитой «Альтовой сонатой» Дмитрия Шостаковича – великим откровением о жизни и смерти, которую считают реквиемом композитора самому себе.

Говоря о программе концерта Людевига в нынешних Ассамблеях, художественный руководитель Даггосфилармонии Ирина Нахтигаль отметила демократичность и разнообразие подбора произведений и то, как это подчеркивает разносторонность музыканта и его владение любыми жанрами.

Партию фортепиано в первом концерте Ассамблей исполнила заслуженная артистка России Зарифа Абдуллаева. Работа дирижером Камерного оркестра филармонии отнимает много сил и времени, но тем дороже для наших слушателей ее редкие выходы на сцену в качестве пианистки. С Алексеем Людевигом у них сложилось гармоничное творческое содружество двух равноправных музыкантов, ведь исполнение камерной музыки непременно требует чувство ансамбля от артистов.

В первом отделении прозвучали серьезные произведения – Вебер Анданте и Венгерское рондо, Соната для альта и фортепиано Франка. А во втором Соната ми – минор Моцарта и шлягеры классической музыки – «Вокализ» Рахманинова, «Ноктюрн» Шостаковича, «Мелодия» Глюка, «Муки любви» Крейслера и другие произведения. Сам Алексей Людевиг отметил, что в программе преобладала «сумеречная музыка», но тем контрастнее и ярче звучали в концерте произведения романтиков. Почти вся исполненная музыка была переложением произведений, написанных для других инструментов, поскольку только в XX веке альт стал солирующим инструментом.

Отвечая на вопрос – в чем особенность альта для композиторов, Алексей Людевиг заметил, что многие авторы только под конец жизни приходили к пониманию глубины этого инструмента и писали альтовую музыку в финале своей жизни. Для Людевига неким творческим кредо стали слова гениального альтиста Юрия Башмета: «Музыка – это как рисунок на песке. Ты рисуешь что – то, а потом приходит волна, и ты должен снова что – то доказывать».

Концерт завершился двумя бисами: прозвучали «Архаик – блюз» Мясоедов и музыка из кинофильма «Кин – дза – дза» «With a Smile for Slava» Гии Канчели. Уже после того как зрительный зал опустел, артиста долго не отпускали воспитанники Каспийской городской школы искусств им. Агабабова, которые хотели взять у Алексея Людевига автограф. Более пятидесяти юных скрипачей посетили этот концерт и то, что они выдержали такую серьезную программу так же приятно удивило музыканта как и в его первый приезд.