В Культурно — выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо — Годи открылся историко — художественный проект «Архив Ахульго», посвященный теме Кавказской войны в произведениях дагестанских и российских художников ХХ века.
Его первая часть не случайно озаглавлена в архивной терминологии — «Фонд 1. Опись 1. Дело 1. Лист — выставка 1.» Автор и куратор проекта — заместитель директора Национального музея Джамиля Дагирова поставила задачу создать полный архив работ художников, которые обращались в своем творчестве к самым трагическим страницам исторического прошлого Дагестана. Этот проект будет развиваться и продолжаться в самых различных формах и жанрах. В него войдут не только выставки, но и научные конференции, чтения, арт — резиденции. На открытии выставки Джамиля Дагирова рассказала о том, как появилась идея и потребность обратиться к этой сложной во всех смыслах теме.
Тема Ахульго стала для меня личной болью. Я, как историк искусства, много лет занималась исследованием панорамы Франца Рубо «Штурм аула Ахульго» и у меня возникало очень много вопросов. Однажды меня осенило, что был Рубо, Грузинский, еще около сорока художников, которые писали о Кавказской войне и событиях того времени, а потом тишина. Дагестанское изобразительное искусство, которому около 100 лет мало работало с историей, с баталиями, темой Кавказской войны. От эмоций я пришла к пониманию, что надо начинать собирать архив визуальной истории. А самым главным символом и значимым событием Кавказской войны, сражением о котором нельзя говорить спокойно стал штурм Ахульго. Эта тема у всех на слуху, но она слабо изучена. То, что написано о ней историками, не все является истиной, поскольку дагестанцы очень эмоциональны и склонны к ура — патриотизму. Я считаю, что именно художники должны начать этот разговор. Они должны открывать архивы, тайны, недосказанности, умалчивания.
У этой выставки очень простая концепция. Я собрала все, что я смогла найти из того, что было написано по воле сердца о Кавказской войне. На выставке представлен весь XX век и это всего 16 художников от Халилбека Мусаясула до авторов самой последней работы — инсталляции «Память» (Тагир Гапуров, Елена Гапурова, Зайнутдин Исаев), созданной на резиденции «Арт -Гуниб».
На открытии «Архива Ахульго» выступили создатели инсталляции «Память», ставшей одним из главных событий реализации Гранта от фонда Владимира Потанина по программе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который выиграл Гунибский краеведческий музей (филиал Национальнного музея РД). Тагир Гарпуров и куратор грантового проекта Наида Дибирова — заместитель директора Музея истории города Махачкалы.
Они рассказали об идее инсталляции — сохранить память о старом переселенном Гунибе, о том как легко он выстроился визуально и по смысловому содержанию. Тагир Гапуров родился и вырос в одном из сел района и с детства помнил разговоры стариков о тех событиях, которые происходили в Верхнем Гунибе. Это без сомнения отложило отпечаток на его мировоззрение. Пока художники работалинад инсталляцией, к ним приходили местные жители, прохожие и авторы говорили с ними об этих исторических событиях. И первоначалные опасения художников, что местные жители и потомки старогунибцев не примут и не поймут новый арт — объект на своей земле, быстро развеялись. Гунибцы были этому рады и приходили с помощью. Многие молились и укладывали свои камни в эту инсталяцию, что придало ей дополнительные смыслы.
Наида Дибирова отметила, что из 194 заявок на участие в арт — резиденции самой знаковой и максимально отвечающей заданному направлению номинации «музей и местное сообщество» была заявка на инсталляцию «Память». Пока она создавалась, то стала поистине народным объектом.
Среди других работ, представленных на выставке знаменитый портрет Кази — Магомеда и картина «Пленение Шамиля» Ибрагимхалила Супьянова, работы и копии мастеров — Халилбека Мусаясула, Франца Рубо, Магомед-Каира Юнусилау, Хасбулата Аскар-Сарыджа, Магомеда Моллакаева, Гамида Балиева, Мурада Халилова, Магомеда Дибирова, Татьяны Вагановой (Адыгея), Николая Филатова (Москва) и других авторов. В проекте представлены произведения дагестанских и российских художников из собраний музеев, фондов и частных коллекций: живопись, книжная иллюстрация и графика, инсталляция, скульптура.
В отдельном зале выстроена инсталляция из копии — эскиза панорамы Ахульго, которая была сделана в 1997 в Студии военных художников им. М. Грекова, и огромного зеркала . Встав посреди зала зритель оказывается внутри пейзажа. Зеркало по задумке куратора Джамили Дагировой здесь оказывается своеобразной метафорой и каждый должен задать вопросы сам себе — в чем мы отражаемся, куда смотрим, что мы видим,что хотим сказать и как относимся к нашей истории.
Открытие было дополнено и музыкальными иллюстрациями — произведениями композиторов, которые писали музыку в то время, когда шла Кавказская война. Лауреат международный конкурсов, Анна Слатова (Санкт — Петербург) исполнила романс Чайковского «Подвиг», «Павану» Равеля, молитву «Аве Мария» Баха — Гуно и завершилось открытие выставки на жизнеутверждающих звуках «Оды к радости» Бетховена.
Мария Шерматова