К 155-летию народного поэта Дагестан Сулеймана Стальского, администрация Махачкалы организовала на центральной площади города под открытым небом фотовыставку портретов поэта. Центральным экспонатом стала картина кисти основоположника профессионального изобразительного искусства в Дагестане Муэддина-Араби Джемала. Этот портрет стал одним из серии работ художника, среди которых были портреты Сулейману Стальскому, Гамзату Цадасе и Абуталибу Гафурову.
Наставником и учителем Джемала был российский и советский художник, академик Императорской Академии художеств Евгений Лансере. В молодые годы подражая своему учителю, взяв от него лучшее, Джемал выработал свой собственный стиль, наполненный бытом, фольклором, мотивами Дагестана. И создал впоследствии серию сильных вещей, таких как «В сакле богатея», «Поле», «Праздник в Кубачах», «Чабаны» и др.
Картина, о которой мы говорим, была в частности написана с натуры, и раз уж её увидел свет, поэт, вероятно, остался доволен результатом творения талантливого художника. Но мы не будем голословными, дорогие друзья, мы обратились за экспертным мнением людей, которые действительно близки к культуре и искусству.
Бакият Касимова, старший научный сотрудник отдела ИЗО Дагестанского Музея изобразительного искусства им. П. С. Гамзатовой:
«Над картиной Джемал работал долго, упоминание об этой работе можно найти в публикациях газет с 1934 г. Она была экспонирована в 1939 г. на выставке посвященной поэту, которого к тому моменту уже не стало. На живописном полотне изображен народный поэт, простой горец, старец, мудрец, сидящий на темно-синем сумахе. Традиционная скромная одежда горца– простой бешмет, мохнатая папаха оттеняет душевное состояние, выраженное во взгляде ашуга. Близость поэта к народу, богатая на образы и краски поэзия подчеркивается художником традиционным лезгинским ковром «сумах» за спиной Стальского. Это яркая метафора истинной народности творчества поэта. Поэт и ковер- символ единства человека и культуры его народа, способность возвести красоту народной мудрости в высокую поэзию».
Мурад Ахмедов, главный редактор республиканских журналов «Литературный Дагестан» и «Соколёнок».
«Классики плохому не научат.
Прочитал пост в одной социальной сети и обидно стало сразу за две наших гордости – великого поэта Сулеймана Стальского и создавшего его великолепный живописный портрет выдающегося художника, основоположника изобразительного искусства Дагестана Муэтдина-Араби Джемала.
Поводом для нападок стал хрестоматийный портрет Гомера ХХ века, где он сидит с орденом Ленина на лезгинском ковре с самокруткой в руках и будто бы смотрит вдаль с укором на незадачливых блогеров, которые через век обвинили Сулеймана в пропаганде курения.
И тут сразу вспомнились строки мастера слова:
Кто друга и брата бесстыдно порочит,
У всех на виду клевету раздувая,
И кляузы грязные стряпает ночью,
Разумным не станет — ведь так не бывает.
Сулейман в стихах бесстрашно клеймил пороки своего времени, учил добру, всегда отзывался и помогал землякам, создавал поэтические шедевры, которые трогали сердца миллионов, а еще он воспитал троих сыновей-героев, которые добровольно ушли на войну. Сулейман – это пример подлинного патриота и носитель истинного дагестанского духа. И закончу снова стихами Сулеймана:
Иным по-людски поступать несподручно,
Хоть сладкие речи у них на устах,
Но помыслы их, как свинцовые тучи,
Которые солнце закрыли в горах.
Иные, намус свой за грош продавая,
Себя падишахами новыми мнят,
Гордыню, как пламя костра раздувают,
В котором когда-нибудь сами сгорят».
Наида Дибирова, руководитель «Музея истории г. Махачкалы»:
«На мой взгляд, нельзя высказываться столь резко на такую большую аудиторию, не изучив контекст и подменяя смыслы. Прежде необходимо разобраться в сути вопроса. Это один из немногих живописных портретов Сулеймана Стальского, их всего-то 3-4. Этот портрет — прежде всего — национальное достояние нашей республики и дагестанского народа. Один из первых живописных портретов народного поэта Дагестана, выполненный дагестанским художником».
Сегодня картина находится в фонде дагестанского Музея Изобразительных искусств. Это произведение, о котором стоит узнать больше, с историей которого стоит познакомиться ближе.
А что думал сам поэт обо всех этих праздных разговорах, вполне конкретно написано в его четверостишии, процитированном на полотне.
Источник: ТГ-канал управления культуры администрации Махачкалы