Современный украинский неонацизм

 Этапы формирования и идеологическая основа

На протяжении последних столетий коллективный Запад пытается разрушить Россию как одно из ключевых государств мира в любом его выражении — Российская империя, СССР, Российская Федерация. В свое время Зб. Бжезинский отмечал, что «мы боремся с Россией —как бы она ни называлась».Для этого Запад всегда активно использовал Украину в любой ее форме:Малороссия, УНР, УССР, современная Украина с ее национализмом. Анализ этого процесса, выявление факторов, которые способствовали формированию агрессивного украинского национализма в период с середины XIX и до конца XX в. как основы современного украинского неонацизма необходим для понимания текущей ситуации.

Данная тема является относительно изученной. Одними из первых этот вопрос осветили С. Щеголев в работе «Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма» (Киев, 1912) и Н. Ульянов в «Происхождении украинского сепаратизма» (Нью-Йорк, 1966). Первыми современными серьезными исследованиями, освещающими вопрос украинского национализма и сепаратизма, стали публикации И. Баринова, А. Зайцева, О. Матвеева, О. Ракитянского, Е. Мирной, Н. Платошкина, А. Носковой, А. Черкасова, Т. Пиотровского .Рост интереса к данной теме наблюдается в 2014—2015 гг. после государственного переворота на Украине. Впоследствии со снижением активности боевых действий снижается и интерес к данной проблематике. Начало гибридной войны Запада против России, нацистская риторика и практика украинских властей доказывают необходимость продолжения анализа возникновения и развития украинского неонацизма.

Зарождение украинского национализма

Началом русофобии, получившей институциональное выражение, можно считать создание Кирилло-Мефодиевского братства, которое выступало за отмену крепостного права, либерализацию культурной и политической жизни в Малороссии и панславянскую федерацию. Согласно их идеям, «каждое славянское племя должно было иметь самостоятельность и народное правление при совершенном равенстве сограждан». Члены братства поддерживали идеи, которые никоим образом не были связаны между собой. За либерализацией культурной и политической жизни можно усмотреть продвижение украинизации, а за панславянской федерацией была скрыта идея получения Малороссией максимальной автономии с последующим обретением независимости при определенных условиях (что и наблюдалось после краха Российской империи).

Один из лидеров братства, Н. Костомаров, был арестован, и важной уликой против него оказалась найденная у него «Книга бытия украинского народа». История Украины, изложенная Костомаровым, представлялась своеобразным апогеем мировой истории. Украинцы как бы перенимают от первых «исторических народов» (евреев и древних греков), через романцев, немцев и славян миссию исполнения великого замысла Божьего — организовать жизнь общества на принципах равенства и свободы, лежащих в основе христианских заповедей. В данном тезисе видны зачатки высокомерного отношения к остальным народам, которое после 2014 г. будет культивироваться украинскими «учеными». Костомаров обвинял русских монархов в угнетении Украины. Другой член братства, П. Кулиш, известен как создатель первой версии украинского алфавита — «кулешовки», смысл которой заключался лишь в замене букв: он выбрасывает «ы» и вводит «і».Т. Шевченко ненависть к Российской империи облек в поэтическую форму, что выразилось в таких произведениях, как «Катерина», «Титарівна Немирівна» и др.Основные лидеры братства были арестованы, на чем деятельность организации закончилась.По мнению Д. Бешаенко и А. Цимбаловой, характерной чертой украинского национализма является его распространение «сверху» — от политических элит западных государств, идеологов, а не «снизу» — от самих представителей этнической группы, которые, осознавая свои культурно-языковые отличия, решили бороться за расширение своих прав и свобод.. Зарождение украинофильства происходило в рамках национального взрыва, который наблюдался в Австро-Венгерской и Османской империях, где малые народы стремились создать свои национальные государства. В Российской империи этот процесс происходил немного позже, нежели в Европе, однако «весны народов» в России также не удалось избежать. И в рамках этих процессов можно отметить очередной всплеск украинского национализма, который выражался, в частности, в деятельности историка-социалиста М. Драгоманова в 1860—1870-х гг. Он занимал ведущее положение в студенческом националистическом кружке «Громада», а также связанном с ним юго-западном отделе Русского географического общества. Драгоманов мечтал о возвращении «Украины» в семью культурных европейских народов, в которую она якобы входила до конца XVII в. Естественный вопрос, как государство могло вернуться в Европу, если этого государства не существовало, Драгоманова не интересовал. В это время зарождается радикальное националистическое движение — галицийство, тот вариант радикальной русофобии, которую мы наблюдаем в наше время. К середине XIX в. к России вернулась большая часть Западной Украины — все, кроме отошедшей к Австро-Венгрии провинции

Галиция, которой управляли поляки. Кроме них, там жили русины — местные русские, называвшиеся в России «червоноруссами» и сохранявшие русскую идентичность. С 1830-х гг. зарождается движение за независимость русинов, однако Австро-Венгрия хотела использовать их для распространения через них своего влияния на Малороссию, чтобы впоследствии отобрать ее у России. Об этом мечтали также поляки, которые понимали, что могут возродить свое государство лишь с помощью псевдо националистического движения в Малороссии. Польский иезуит Калинка призывал содействовать националистическому движению русинов. Началом отделению «души русина» от «души москаля», по мнению Калинки, стала Брестская уния, породившая грекокатоликов, которые вроде бы оставались со своим обрядом, но были при этом католиками. Вскоре появляются народовцы, которые создают общество «Просвита», Литературное общество им. Тараса Шевченко, издают газеты «Правда», «Дело», «Батькивщина», журнал «Зоря». Галицийские националисты положили в основу своей идеологии теорию расовой неполноценности «москалей», разработанную в псевдонаучных трудах польского историка Ф. Духинского, который считал, что «москали» не являются ни славянами, ни христианами в духе настоящих славян».

Данный тезис взяла на свое идеологическое вооружение террористическая организация «Азов», которая не считает русских славянами.Последующими идеологами галицийства стали В. Антонович и его ученик М. Грушевский, который в 1889 г. во Львове печатает при содействии австрийских властей десятитомник «История Украины-Руси», в которой Малороссию, Новороссию, Галицию с Буковиной он именует Украиной. Эта псевдонаучная работа напоминает пособие по пропаганде. В ней  Грушевский отмечает, что украинцы развивались отдельно от остальных народов Восточной Европы и имели самостоятельный эволюционный путь.Следует отметить, что М. Грушевский сыграл ведущую роль в разработке украинско-русского языка (мовы) с одобрения австрийских властей. В основу был положен подгорский диалект русского, к которому добавлялись польские, немецкие, а также новоизобретенные слова. В своих работах Грушевский отмечает, что галицийцы — передовая часть украинского народа, давно обогнавшая бедную российскую часть Украины. Этот тезис также будет взят на вооружение современными националистами Львова, которые объявят себя вторым Пьемонтом.Однако М. Грушевский неоправданно льстит Галичине, которая являлась одним из беднейших регионов Европы; украинцы в нем занимали подчиненное положение. Знать была немецкой и польской, буржуазию формировали представители этих же народов, а также евреи. В социальной структуре Галичины украинцам была уготована роль крестьян, слуг и подмастерьев. В отличие от Российской империи, в Австро-Венгрии украинцы не становились канцлерами, академиками и фельдмаршалами. Иными словами, в Галичине не было условий для национального или культурного возрождения украинского народа, о котором писал Грушевский. Как в начале, так и в конце ХХ в. на Галичину делалась ставка потому, чтов ней был самый высокий уровень проукраинского патриотизма и русофобии. Считать С. Бандеру, Е. Коновальца и Р. Шухевича идеологами украинского национализма ошибочно. Они являлись лишь исполнителями русофобской политики, которая была оформлена еще во второй половине XIX — первой половине XX в. Ведущие его идеологи, которые закладывали основы украинского национализма и современного украинского неонацизма, никакого отношения к Галичине не имеют.

Так, идеолог украинского национализма Н. Михновский родился в Полтавской губернии, позже жил и работал в Харькове. Д. Донцов родился в Мелитополе, В. Винниченко — в Елисаветграде (Кировограде); один из ориентиров современных украинских националистов  Повстанческая Холодноярская республика существовала в 1919—1921 гг. на Черкасщине. События начала XX в. повторяются в событиях начала века XXI. Почему серьезный политический раскол в украинском обществе произошел только в 2014 г.? Конфликт мог разгореться еще в 1990-е, однако тогда Галичина не смогла бы противостоять всей Украине, которая была русскоязычной и пророссийской. Необходимо было выждать время, чтобы русофобия поглотила не только западные регионы, но и пророссийские восточные, а русское население возненавидело Россию и русскую культуру. Подавляющее большинство членов террористической организации «Азов» являются выходцами из юго-восточных регионов Украины. Русофобская идеология в начале XX в. проникает в русские города. Так, в 1900 г. в Харькове была создана Революционная украинская партия, которую возглавили сын Антоновича Дмитрий и последователь Грушевского Н. Михновский. Именно их идеологию — «Украина от Карпат до Кавказа» и «Украина для украинцев» — возьмет на вооружение ОУН. Н. Михновский утверждает, что в 1654 г. согласно Переяславской раде произошло объединение независимых и равных государств — России и Украины; но со временем Россия узурпировала власть и лишила Украину самостоятельности. В связи с этим он призывает к радикальным действиям: «Мы объявляем, что возьмем силой то, что нам принадлежит по праву.

Наша нация долго находилась в состоянии болезни, однако уже поднимается на борьбу. Она добьется полной свободы, и первая ступень к ней —Переяславская конституция. Все, кто во всей Украине не за нас, те против нас. Украина для украинцев, и пока хотя бы один враг находится на нашей земле, мы не имеем права сложить оружие!» .В этих словах проявляется уже не осторожность Кирилло-Мефодиевского братства, а открытый призыв к восстанию. Брошюра Михновского «Самостоятельная Украина» произвела эффект разорвавшейся бомбы среди тогдашних украинских политиков. В ней Михновский декларирует полный разрыв с Россией. По его мнению, Украина имеет свою собственную историю государственности, с Россией никак не связанную. Идеи, изложенные в брошюре, формально представляли одинаковую опасность и для России, и для Австро-Венгрии, поскольку пределы будущей единой Украины Михновский определил в рамках владений этих двух империй. Однако «Самостоятельную Украину» спокойно напечатали во Львове и нелегально переправили и распространили в России . Современные украинские националисты переняли элементы борьбы с русской культурой у Н. Михновского, который был организатором теракта в Харькове в 1904 г. В этот год праздновалось 250-летие подписания Переяславской рады, и ярый русофоб Михновский организовал, а члены подпольной радикальной группировки «Оборона Украины» взорвали памятник А. С. Пушкину. Аналогичные теракты произошли в Одессе и Киеве. Русофобия активно распространялась по территории Малороссии, главными ее посылами были отрицание родства между украинцами и русскими и необходимость отделения своих земель от России для создания собственного государства. Впервые эту идею открыто провозгласило своей целью «Братство тарасовцев», которое возникло в 1891 г. в Харькове. Кроме вышеупомянутой Революционной украинской партии, к началу XX в. функционировали Украинская народная партия и Украинская радикально-демократическая партия. Главной своей задачей они ставили борьбу с самодержавием и борьбу за независимость Украины Революция 1917 г. сыграла на руку галицийцам; тогда были созданы УНР и ЗУНР. Уже тогда УНР попыталась захватить земли, которые никогда никакого отношения к Украине не имели: Донбасс, Воронежскую, Белгородскую губернии, Кубань и даже часть Сибири.

Территориальные аппетиты представителей современного неонацизма берут свои корни в постреволюционном времени. Будучи несостоятельными, они потерпели поражение, и исконно русские земли вошли в состав СССР. Обозлившись, галицийцы и сторонники независимости Украины продолжили разработку националистической идеологии, которая ничем, кроме человеконенавистничества, не выделялась. Националистический режим С. Петлюры проводил террористическое преследование еврейского народа и представителей других национальностей. Большевики противопоставили буржуазной националистической республике сначала Донецко-Криворожскую Советскую Республику, объединившую русскоязычную территорию так называемой Новороссии, а затем, после ее поспешной ликвидации, Украинскую Советскую Республику. В 1920-х гг. проводилась искусственная политика украинизации всего населения республики и даже соседних областей. Позднее в правящей большевистской партии был выявлен националистический уклон одного из лидеров Украины Н. Скрыпника.

Источник: сайт РОО Республики Крым «Антифашистский комитет»