Надо признать, что, несмотря на внешние и некоторые внутренние различия, все мы верим и любим Единого Аллаха, соблюдаем пять столпов Ислама, нормы Шариата и адаба. И мы имеем надежду на Милость Всевышнего, Который дал нам шанс стать мусульманами и получить вечную радость и наслаждение Джанната.
Поэтому задача каждого из нас, современных мусульман – безупречно придерживаться единых черт, ценностей и качеств Ислама, способствующих возрождению первозданного Ислама, когда все правоверные были единой семьёй, ведомой нравственными нормами Всевышнего.
И в сфере установления братских взаимоотношений между умами мусульман разных народов, как и в других сферах, конкретным примером для верующих выступает жизненная практика хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
В последнем послании Аллаха человечеству – Коране, идея дружбы и братства между людьми находится в центре внимания. В аятах многократно подчеркивается, что у всех людей один отец – Его Светлость Адам (а), и одна мать – Ева. Поэтому все люди одинакового происхождения: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (Худжурат, 13). Как видно из аята, призывая людей к миру, Аллах особо подчеркивает богобоязненность. Мусульмане должны оценивать различия не как повод к разъединению, а как богатство. Коран призывает к взаимопониманию и диалогу не только мусульман, но и последователей иных религий, в особенности же тех, кто приемлет идею единого Создателя: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом» (Али-Имран, 64). В Коране мусульманам рекомендуется соблюдать определенные нормы не только в отношениях с людьми Писания, но даже с идолопоклонниками и многобожниками: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству» (Анам, 108). Подобные примеры встречаются и в истории древних народов. Посылая Его Светлость Мусу (а) и Его Светлость Харуна (а) для наставления Фараона на путь истины, Аллах заповедовал им общаться мягко: «Ступайте к Фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (Таха, 43-44). Методика Пророка (с), которым он приглашал людей в Ислам, основывалась на следующем повелении Аллаха: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Нахль, 125). Если Аллах рекомендует толерантное отношение даже с многобожниками и немусульманами, то нетрудно представить, как мы должны обращаться с нашими собратьями по вере. По Корану, основной причиной слабости мусульман является их неспособность объединяться вокруг общих их ценностей и их взаимное противостояние. Хотя верность общим принципам дарует им силу. Если возникнут определенные разногласия, Аллах призывает мусульман быть терпеливыми и идти на уступки: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (Анфал, 146). Коран в качестве совершенной модели верующего преподносит мусульманина, который всегда желает своим собратьям по вере лишь добра, не таит на них злобу, всегда молится об их благополучии: «А те, которые пришли после них, говорят: «Аллах наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный» (Хашр, 10). Вот еще один аят, в котором Всевышний призывает мусульман к единству и взаимопониманию: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (Али-Имран, 103). Эта же мысль встречается в другом аяте: «Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы»» (Худжурат, 10). В еще одном аяте лицам, которые сеют между мусульманами вражду, предрекаются ужасные муки: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (Али-Имран, 105). Вторая часть Призыв к единству в хадисах. После переселения Пророка (с.т.а.в.) из Мекки в Медину, одним из первых его действие было заключение обета братства между мусульманами. Чтобы наладить добрые отношения между местным населением Медины (ансарами) и переселенцами из Мекки (мухаджирами), Его Светлость выбрал из каждой группы по одному человеку, и объявил их братьями. Это был очень дальновидный шаг Посланника Аллаха. Потому что в результате слияния представителей двух разных обществ (ансар и мухаджиров) могло появится очень много проблем. Во-первых, мухаджиры вот уже 13 лет воспитывались Пророком (с.т.а.в.), ансар же был лишен такой чести. В обществе, которое еще окончательно не освободилось от мышления эпохи невежества, была сильна племенная предвзятость. Кроме того, проживающие в Медине мунафики (лицемери), старались посеять среди мусульман семена раздора. И чтобы предотвратить подобные события, лучшим способом было наладить узы братства между этими двумя обществами. Его Светлость (с.т.а.в.) объявлял каждое лицо, произнесшее шахаду, полноправным членом мусульманского общества: «Аллах сделает харамом для других имущество и кровь каждого, кто произнесет: «Ла иляха илляллах» и отвергнет всякое божество, кроме Аллаха. И счет этого человека имеет право вести лишь Аллах» («Сахих Муслим», хадис 37 (130)). Еще один хадис подобного содержания, повествуемый от Пророка (с.т.а.в.): «Никто не имеет право прикасаться к человеку, произнесшему: «Нет божества кроме Аллаха, Он единственный и не имеет сотоварищей; Мухаммад Его раб и посланник». Лишь если он перейдет границы (то есть, согрешит), к нему может быть применено наказание» (Сунан Ибн Маджа, хадис 2539).
Например, жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) олицетворяли собой интернациональное единство народов. Представительницы иудаизма, знатного рода, африканского народа, рабыня выражали единство и равенство разных народов, сотворённых Единым Аллахом. К сожалению, гордыня, корысть и алчность некоторых вождей позднего мусульманства разрушили это единение народов, этносов и рас.
Конституционными статьями Ислама, устанавливающими истинно братские взаимоотношения между мусульманами разных направлений, мазхабов, стран и регионов, необходимо признать 10-13 аяты суры «Аль-Худжурат»: (смысл): «10) Поистине, верующие – братья. Так улаживайте же отношения между вашими братьями и бойтесь Аллаха (во всех ваших делах), чтобы Аллах одарил вас Своей Милостью.
11) О вы, которые уверовали! Пусть никто из мужчин не издевается над другим, потому что тот, над кем вы смеётесь, может оказаться лучше вас перед Аллахом. И пусть никто из женщин ваших не издевается над другой женщиной. Может быть, та, над которой они глумятся, лучше их перед Аллахом.
И не порочьте самих себя и не давайте друг другу оскорбительных кличек. Мерзко, когда качество «непокорность» (фиск) приписывается человеку после обретения им Веры! А кто не покается в своих издевательствах, злословии и оскорблениях, те окажутся несправедливыми, причинившими себе зло.
12) О вы, которые уверовали! Избегайте частых предположений (домыслов, подозрений). Поистине, некоторые предположения греховны. Не выслеживайте [не следите друг за другом]. И не поносите друг друга. Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата? Ведь это вызывает у вас только отвращение. И бойтесь наказания Аллаха, ведь Аллах – принимающий покаяние, милостивый.
13) О люди (это обращение ко всему человечеству)! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины Адама и (одной) женщины Хаввы и сделали вас разными народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине, самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом – самый остерегающийся грехов и наказания Аллаха]. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом». (сура «Аль-Худжурат»: 10-13)
Поистине, величайшей истиной для всех мусульман и иных народов выступают слова 13 аята. Они содержат чёткую информацию о сущности всех людей во все времена. Не для войн они рождены, где гибнут тысячи и тысячи, льётся кровь, горят дома, плачут сироты и страдают простые люди, не имеющие никакого отношения к алчности и властолюбию тех, кто эти войны развязывает.
Всевышний сотворил нас всех для того, чтобы мы жили в мире, тишине и благополучии и смотрели друг на друга не через прицел оружия, а с открытой душой и радостными глазами, видя в представителе другого верования, народа и расы одноплеменника, живущего на планете Земля.
Аллах зовёт нас, чтобы мы знали друг друга как сотворённых Единым Творцом, чтобы прошли испытание, отказавшись от нашёптываний иблиса. А то, что он постоянно шепчет нам о других народах, что «они – люди другой веры, этноса и расы: хуже, глупее, ленивее, злее нашей нации», конкретно выражается в 91 аяте суры «Аль-Маида»:
(смысл) «Сатана желает лишь посеять среди вас вражду и ненависть при помощи опьяняющего и азартных игр и отклонить вас от поминания Аллаха и совершения намаза».
Достойно великого сожаления то, что тысячи и миллионы людей смотрят на представителя другой нации и веры как на «неполноценную» личность, которую можно убивать и грабить.
Такая трансформация божественной души происходит из-за несдержанности нафса, которому постоянно требуется положительная эмоция. Она формируется от мыслей о том, что они – «хорошие», а иные – «плохие».
В итоге такого заблуждения, когда целые народы забывают о том, что все люди есть творения Аллаха, зарождается гордыня, переходящая в презрение к иным народам. Такая потеря божественной сущности людских душ приводит к тому, о чём изложено в 37 аяте суры «Аль-Исра»:
Аллах Коране говорит (смысл): «И не ходи по земле высокомерно, воистину, ты не сможешь расщепить землю и достичь гор своей высотой». (сура «Аль-Исра»: 37)
Именно гордыня, питаемая нашёптываниями шайтана об исключительности одних людей над другими, формирует те трагические последствия, которыми богата история человечества. Что говорить о народах, если хариджиты, непосредственно слышавшие проповеди самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабов (да будет доволен им Аллах), решили, что они самые лучшие.
Гордыня нафса, питаемая иблисом, вызвала трансформацию сознания отступников. Так, что они решили, что им дозволено лишать истинных мусульман жизни и имущества. Хариджиты напрочь «забыли» 10 и 11 аяты суры «Аль-Худжурат», где Всевышний призывает мусульман быть братьями друг другу.
К сожалению, слова Священного Корана забываются и современными народами многонациональной России. Например, в часто слышна призывающие к сохранению самоидентичности. Этим авторам надо бы прочитать вышеприведённые аяты Священного Корана, чтобы красивые слова идеологов о процветании их нации не привели к трагическим последствиям, которыми богата история двадцатого века.
Только нравственность Ислама, исходящая от Писания мусульман, может обеспечить единство мусульман и всех народов мира. Иных вариантов нет.
Якубов Муртазаалихаджи Гаджиявович, проректор исламского института им. Имама Шамиля