Якубил Хаджияв из села Чиркей

Якубил Хаджияв  родился в 1890 году, с. Чиркей, Буйнакского района. Отец Яг1къуб мать Фатимат. Родители его были состоятельными людьми, что дало ему возможность учиться, Мать рано умерла и остался раннем детстве без матери. Мать была очень религиозная женщина и сына воспитала с раннего возраста исламу. Но отец тоже не дал слабину и все сделал, чтоб сын получил хорошие исламские знания. Так как родители знали, что, очень важно с юных лет закладывать правильные жизненные основы в души и сердца детей. Чтобы решить насущную проблему духовного оздоровления всего общества в целом и каждого человека отдельно, необходимо оздоровить его малые части.

С раннего детство родители отдали учить Коран и азы ислама сельскую медресе, которая была известна во всём Дагестане и за его пределы. С раннего детства учился в чиркейском медресе Тагирхаджиява  Дациевича, в котором преподавал учёный Хайбула Буртунайский. В это время, в Чиркейском медресе учился Абдула из Кази-Кумуха, один из близких молодых мюридов шейха Хаджи Мусахаджи Кукни, (Шейх Накшубандийко Шазалийского тариката- иаъзун Абдурахмана Сугур) достигших высоких макамов в тарикате, и его особое отношение было Хаджияву. Когда он собирался, уходить попросил Хаджиява пойти с ним в поисках знаний. Из сотних учеников обучающиеся медресе Абдула выбрал Хаджиява, так как он знал, кто от него выйдет. Пока Абдула был жив, он с ним не расстался. В 1905 году поступил в медресе шейха Хаджи-Мусахаджи в селе Кукни, Лакского района. Там учился около 5-ти лет, вместе сыновьями Сайфула Кади. Хаджияв часто бывал дома у Сайфула Кади и однажды он сказал своему сыну Хусейну. Что его нур будет распространять по всему Дагестану и за его пределы.

Медресе шейха Хаджи-Мусахаджи, где читал следующие книги: Маъан, Ушмуни, со всеми имевшими к нему шархами Махали, а также книги Тафсири, Хадисы, Сияри, Мантикъ, Балагъат и т.д. Далее продолжил учебу в Нижнем Казанище и Согратле, после чего более 1,5 лет был в селе Хубар Казбековского района у Тагирхаджиява Дациевича, который работал там имамом, а также свыше 3-х лет у известного учёного того времени Баймирзы Хубарского. За этот период времени Якъубил Хаджияв в совершенстве овладел науками: тафсира, хадиса, мантикъа, нахви, сарф, балагъат, тассавуф, один из лучших в Дагестане знаток илмул фараиз, которая называли половина г1илма, философия, история пророков и ислама до последних дней и хорошо знал астрономия, математика и так же тажвид.   После возвращения село. религиозный деятель, ученый богослов Якъубил Хаджияв знал в совершенстве кроме аварского, арабский, турецкий, лакский, кумыкский языки, а также хорошо знал персидский и русский. После учёбы работал по просьбе учёного       алима Ибрагимхаджи Кази Кумухского в его медресе 1,5 года в селе       Мусахаджиавал, Ставропольском крае.

Проработав там полтора года, вернулся в Чиркей в Чиркей 1925-1926 году известный алим Якъубил Хаджияв открыл медресе, где учились 45 человек, и работал имамом. В 30-х годах прошлого столетия, когда начались репрессии и гонения в стране. Якъубил Хаджиява неоднократно был подвергнут к допросам, и практически уже был на волосок от приговора, однако Всевышний спас религиозного деятеля от несправедливого наказания, Сельчане, боясь репрессивных последствий и наказания от наступившего атеизма, все арабские книги, Кораны, рукописи принесли к нему, а он в сарае сделал дополнительную стену и между ними спрятал все эти ценные наследия. А уже в 60-тые годы, когда стихли, политические процессы Якъубил Хаджияв открыл эту стену, вытащил книги и были книги, испорченные мышами и т.д., и сам их реставрировал. Якъубил  Хаджияв был на фронте в трудовой армии. где с другими в холоде и голоде под бомбежками копал окопы и обеспечивал армию необходимыми ресурсами. После возвращения из фронта началась трудовая деятельность в сельском хозяйстве, и параллельно занимался шитьём шапок, чтобы прокормить семью и заодно не терять ремесло.

В своей жизни алим видел очень-много-трудностей.  — «Еще в детстве я помню несколько человек, которые тогда дали Кораны, а пришли спустя 30 лет за ними, и отец им их возвращал. Кому был нужен Коран или другая исламская книга не отказывал, порой даже свои отдавал безвозмездно, ведь это было время, когда в селе и его за переделы, когда Кораны были в большом дефиците.

После этого вплоть до открытия мечетей и получения разрешения на пропаганду он был духовными предводителями села. Якубил Хаджияв был одним из главных алимов, которые направляли по руслу Ислама селение Чиркей, после ареста алимов. Также и он обучал желающих наукам, как бы ни было опасно, открытую. Никогда не полез в политику и государственные дела. Неоднократно старался официально открыть мечет, на основе имеющего закона, но связи отказа заявителей от своих подписей, каждый раз рухнули его старания. Когда заявителей вызвали для объяснения все отказались от подписей кроме четырех человек во главе Якубил Хаджиява. После этого он оставил это идею 50-годы его муфти ДУМСК Курбанов М. очень старался чтоб он пришел на работу ДУМСК как хорошего алима, обладателем четырех мазхабов и знатока многих языков, он отказался т.к. не хотел джамаат села бросить на произвол судьбы. А также очень хотел Дарбишев Магомед (Абав) чтоб он переселился Хасавюрт и обвешано были все условия ему и семье тоже, но не согласился бросить джамаат села.

Семья были много детей, они рано умерли. После смерти остались три сына и дочь. Все дети получили хорошие духовные образования.

Воспитание было в строго по исламу и жестким этим вопросам. И по жизни отношении другим тоже жестко по шариату, был, прямим всегда шариатским законам и руководствовал шариатскими нормами во всех жизненных вопросах.

В начале 60-х прошлого столетия обучал: Нухасул Мухаммад, Омаров Абдурахман, (чиркейцы), Абулхасан, Тайфур (с. Гертма), Абав (Магомед), Дарбиш (с. Артлух), Исмаил (Хасавюрт), — читали Мулла Джами и махали три года. Два года учил Али Аймакинский –Махали,70-х годах, а также другие книги как Мулла Джами, Алфия и т.д.1972-8г.г.  Саид-афанди он учил у Сарф, Нахви, Мантикъ, Балагъат и завершил чтением Ихъяул Улуму Аддин. А также Муса Дилимский и Хасандибир (Чиркей) и других.

С другими алимами как Патал Хаджияв,Устарасул Мухтар, Гъазалабазул Хамзат , и другими за пределы села, разной национальности. Хафиз-хаджи (с. Охли),  Султанмухаммад Тлохский  был частным готем.  Лакскими алимами Кашкаев Магомедом, Куттиев Магомедом, Сиражуддином (г. Ташкент), как кумыкскими алимами Пайзула-хаджи, Татам-кади, Хизри-кади и д. были прекрасные отношения.

С Патал Хаджиявом были прекрасные отношения. Это всем известно. 50-годы его муфти ДУМСК Курбанов М. очень старался чтоб он пришел на работу ДУМСК как алима и знатока многих языков, он отказался т.к. не хотел джамаат села бросить на произвол судьбы.

Дарбишев Магомед (Абай), очень старался, чтоб он переселился Хасавюрт и обвешано были все условия ему и семье тоже не согласился бросить джамаат села.

Семья были много детей, они рано умерли. После смерти остались три сына и дочь. Все дети получили хорошие духовные образования.

Воспитание было в строго по исламу и жестким этим вопросам. И по жизни отношении другим тоже жестко по шариату, был, прямим всегда шариатским законам и руководствовал шариатскими нормами во всех жизненных вопросах. Был прямим и не колеблемым вопросах шариата.

Был сильным борцом против вахаббизма, постоянно имел дискуссию с ваххабитскими учёными как Пахрудин Араканинский (г. Буйнакск). Бураганов Магомедом (г. Буйнакск) и другими.

Режим дня была четко планировано: до утрешнего намаза прочитал 10-12 ракаатов Тахаджуда, после всем семьей джамаатом утренний намаз, Джуз Корана, Ишрак, Далаилул Хайрат, Зуха 10-12 ракаатов, все намази старался читать с джамаатом, никогда не оставлял суннати намазы.

В течении своей жизни он не оставил таравих намазов всегда проводил у себя дома, где собрались 20-30 человек.

Его учитель Абдула мюрид Шейха Хаджимусахаджи Кукни, (как и сын Сайфула Кады, Хусейн) был очень талантливый и богобоязненным человеком и питался только своим трудом. известьем был как ясновидящий. Однажды он попросил Хаджиява вместе с ним пойти на рынок Казы Кумух, чтоб покупать корову доящая для молока. Ночевали они у кунака и утром покупав две коровы с телеками возвращались   в Кукни это была весна зеленые трава и голодные коровы, Абдула шел, впереди выполняя свой вирд. Уставший и голодный сердце и голову пришли разные мысли: нельзя ли остановить дать коровам поститься, не много отдыхать. Не пройдя 10-15 минут Абдула сказал пусть коровы поститься, и мы тоже устали. Приготовил чай и дал Хаджияву с хлебом, когда кушал Абдула сказал ему два сделанное добро за какие мелкие трудности сжечь не надо. Казы Кумухском округе он был известен этим даром. Таких случаев его жизни были много. Даже ему косо смотреть даже боялись. К сожаление ушел из жизни рано.

Умер Якубил Хаджияв в 1990 году, возрасте 100 лет и похоронен на сельском кладбище.

Муртазаали Якубов