Единое информационное пространство

В рамках создания в стране единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, использование духовного и культурного наследия, соблюдения норм общественной жизни, воспитания патриотизма.

За последние 15-20 лет в стране произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. И  в первую очередь эти изменения коснулись телевидения. В основном это связано с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, разработкой систем сжатия, кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, возникновением мультимедийных сред, интерактивных услуг, развитием сети Интернет и мобильной связи.

Многие эксперты в этой области ныне сходятся на том, что СМИ в целом и телевидение в частности, как общественная трибуна не только результат демократизации, но и её непременное условие, даже гарантия. Однако освоить именно эту новую роль в процессе телевизионной перестройки последних лет оказалось труднее всего.

Сегодня достаточно много и часто говорят и о содержательной стороне регионального телевидения. Об информационной и вещательной политике, о структуре построения конкретных программ, оперативности и объективности фактов, с которыми ежедневно знакомятся  телезрители. Здесь все очень непросто, есть над чем поразмышлять и задуматься. Мнения телезрителей, экспертов, журналистов и руководителей каналов разнятся.

Одна из проблем современного регионального вещания — необходимость формирования сбалансированного информационного поля, куда должны  органично вписываться интересы местных политических центров и зрителя. Принцип верстки в концепции-обеспечение устойчивого внимания зрителя в программе за счет оперирования в выпуске позициями событийных сообщений, проблемного репортажа и сюжета с элементами развлекательности.

Так должно быть в идеале. А что мы видим ежедневно на экранах республиканского телевидения? Насколько оперативно и объективно отражаются события, которые происходят в Дагестане? Почему на экране одни и те же по трафарету подготовленные материалы с многочисленных заседаний и совещаний. Почему так мало проблемных сюжетов о жизни рядовых людей?

По утверждению ряда независимых экспертов в Дагестане, государственное телевидение в последние годы, переживает не самые лучшие времена. Понятно, что решение многих проблем, обусловленных, прежде всего, новым пониманием роли телевидения в жизни общества, зависит сегодня непосредственно от системы и объемов финансирования.

Анализ показывает, что в республике одним из ключевых субъектов определения повестки дня в телевизионных новостях, по-прежнему остается государство и это прямая зависимость региональных телеканалов от органов власти все еще высока. Именно, поэтому полноту и объективность освещения информационной картины политической жизни в республике, респонденты оценивают неоднозначно.

Переход на цифровой стандарт вещания открыл новые возможности перед региональным государственным телевидением. Именно развитие цифрового телерадиовещания в Дагестане является значительным событием в медийной жизни республики. Именно  с регионами, как главным стратегическим ресурсом связаны перспективы развития федеральных  вещателей и рекламодателей, стремящихся к освоению национального поля.  Повышение эффективности функционирования современного телевидения заключаются во взаимном дополнении и обогащении.

Еще один актуальный вопрос. Несмотря на новые политические веяния, желания выстроить по новому информационную политику, проблем в работе СМИ и ТВ, в частности, немало. Некоторые из них связаны с несовершенством законов и плохой организацией работы самых редакционных коллективов, отсутствием в них творческой атмосферы, связанных с отсутствием элементарных профессиональных качеств у отдельных руководителей СМИ и просто политического чутья.

По утверждению преподавателя кафедры электронных СМИ ДГУ Натальи Булейко, многие выпуски информационных программ «Вести недели» на ГТРК и «Время новостей. Итоги» на РГВК «Дагестан» для региона достаточно насыщены, но в них преобладают официальные,Ю «паркетные» материалы, подготовленные зачастую наспех, не профессионально, однобоко, порой восхваляя представителей власти только за то, что они выполняют свои должностные обязанности. Однако если федеральные информационно-аналитические программы отдают предпочтение культурно-духовной теме и далее  социальной, экономической  и политической, для наших коллег многие годы приоритетной является почему-то политическая тематика. Она занимает 70-80% эфирного времени каждого выпуска. Не оправдано много материалов, в ходе совещаний, заседаний, пресс-конференций, встреч руководителей парламента, правительства. Причем формы и методы подачи материалов те же что и во время правления Дагестаном Абдулатиповым, Магомедовым, Алиевым…

Есть и другие мнения. Но очевидно одно —  телевидение, претендуя на объективность передаваемой информации, очень редко позволяет себе субъективный взгляд на предмет. А это значит, что мы сознательно сужаем поле объективности.

Большие резервы в сфере аналитики, непосредственно связанной с политической тематикой.

Интерактивность — обратную связь с телезрителями — дагестанские телерадиокомпании практически не применяют  в последние годы. Это очень важно, когда телезритель, который смотрит передачи, может среагировать, обратиться, получить ответ и принять участие в этой передаче.

Так, что здесь, есть над чем серьезно задуматься. И здесь встает другая важная проблема — подготовка и переподготовка журналистских кадров.

На базе ГТРК «Дагестан» в ДГУ создана специальная кафедра, электронных СМИ, функционируют Школы молодых журналистов на телевидении и редакции газеты «Орленок Дагестан». На отделении журналистики филологического факультета открыта магистратура по бюджетной форме обучения. Десятки  выпускников отделения журналистики плодотворно работают на федеральных и региональных каналах. Но этого недостаточно. Нужно развивать и вывести на новый  уровень подготовки телевизионных и радиожурналистов. Ведь не секрет, что многими каналами в городах и районах руководят  случайные люди, по крайней мере, не специалисты. А это значит, что надо продумать специальную программу по подготовке и переподготовке телерадиожурналистов. Свое веское слово должны сказать Правительство РД, Союз журналистов РД, экспертное сообщество.

Многолетняя практика работы на ТВ, анализ ситуаций в нашем регионе убеждает нас в том, что реалии сегодняшнего дня требуют переосмысления самой природы информационного рынка. Перспективным направлением в СМИ в целом, и в электронных в частности, видится интерактивная журналистика, принципиально ориентированная на диалогичность отношений с аудиторией. Технологические возможности телевидения, радио и электронных версий газет давно позволяют перейти к такому уровню. В любом цивилизованном обществе весьма эффективно, работает цепочка: Власть-СМИ-Общество. Электронные и печатные средства массовой информации доводят до власти насущные проблемы общества, которая в свою очередь обязана их решать. Контроль «снизу» дают возможность строить и ограничения «сверху» дают возможность строить эти отношения на паритетной основе. Но если такое равновесие нарушается, то власть теряет связь с обществом, становится в его глазах нецелесообразной.

В нашем журналистском сообществе немало патриотов, которые предлагают конкретные современные пути развития СМИ в Дагестане.

Так, по мнению экс-министра печати и информации РД Умаросмана Гаджиева, некоторые муниципальные издания необходимо объединять в холдинги, активно используя интернет — технологии, оптико-волоконную связь. Это позволит оперативно выпускать газеты и самое главное — вовремя доставлять их читателю. Это очень важно. Но здесь возникает другой вопрос. Мы должны иметь обратную связь, знать, кто что смотрит, читает? И все преобразования производить только после тщательного изучения дел на местах, анализа, проведенного экспертами в области СМИ. Этой работой никто сегодня не занимается.

Как утверждают специалисты, в структуре государственного регионального телевидения, а может быть и министерства информации крайне необходимо иметь специальную структуру по изучению мнения телезрителей и радиослушателей, читателей. И при подготовке любого нового проекта руководствоваться исключительно результатами социологических исследований и опросов.

Для успешного развития регионального телевидения необходимо, прежде всего, получить точную информацию о характере и интересах дагестанской аудитории. И первыми шагами в решении этой задачи должны стать социологические исследования. По мнению экспертов, увеличение числа художественно-публицистических, музыкальных, молодежных, детских программ (последние могут активно развиваться за счет интерактивного характера) должно привлечь большое количество телезрителей.

Да, сегодня мы живем в таком мире, когда мир становится на рельсы экономики. Мы не можем позволить себе роскошь в студиях, иметь ассистента-режиссера, ассистента оператора и т.д. Сегодня, как правило, журналист, корреспондент не может работать только в одной узкой нише и освещать только, например, культуру или сельское хозяйство. Журналист регионального телевидения должен уметь освещать любые темы.

Пришло время в корне менять информационную политику. Не делить СМИ на своих и чужих. Наладить диалог власти и общества и использовать все возможности СМИ для доведения до рядовых дагестанцев все детали нового политического курса Владимира Васильева.

И первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Меняются ответственные за информационную политику, создаются новые структуры на правительственном уровне. Но, на мой взгляд, не оправдано затягивается назначения и утверждение руководителя  Министерств и ряда ведомств, которым поручено в корне изменить ситуацию в медиапространстве Дагестана.

Более активных действий мы ждем от общественных организаций  журналистского сообщества. В этом плане вызывает уважение инициатива группы опытных наших коллег и молодого журналиста Тамерлана Магомедова о создании пресс-клуба, который работает в последнее время достаточно активно и эффективно. В составе клуба – известные в Дагестане и за его пределами общественники, руководители и представители СМИ, патриоты Дагестана. Они организовали дискуссионную площадку на базе отделения журналистики Дагестанского государственного университета и вместе с преподавателями, аспирантами и студентами главного вуза республики обсуждают самые актуальные проблемы дагестанской жизни и предлагают пути решения сложных вопросов. Надо бы поддержать эту инициативу наших коллег и найти телевизионный формат на республиканских каналах

Дагестанцы в последние годы избирательно подходят к выбору телевизионных передач, что обусловлено растущей конкуренцией на телевизионном рынке, когда наличие множества источников позволяет переключаться на другие каналы. Так теряется основная часть аудитории. Этот процесс неизбежен и имеет тенденцию к потере потенциальных телезрителей. Между тем научно доказано, что телевизионные каналы входят в привычку людей. Есть телезрители, которые всегда смотрят круглосуточный новостной канал или только ТНТ, или только СТС, это самый тяжелый контингент зрителей, испытывающих своего рода информационную зависимость от именно «своего» канала.

По данным социологических опросов в Дагестане регулярно смотрит республиканские информационные программы преимущественно взрослое поколение зрителей от 40 лет и старше. Молодежь практически не интересуется местными новостями, их больше привлекают мировые новости. Факт остается фактом. Главным источником получения информации для них является Интернет со своими необъятными ресурсами и возможностью интеракции.

И все же сегодня, по-прежнему, главным остается вопрос: почему журналистика утрачивает доверие читателя, зрителя, слушателя?

Ильман Алипулатов, председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России, 

руководитель кафедры электронных СМИ ДГУ,  член Общественной палаты РД