Лезгинский ботанический сад

(Интервью со старшим научным сотрудником Федерального аграрного научного центра Республики Дагестан Тимуром Габибовым)

Предлагаем вашему вниманию интервью с известным дагестанским агрономом, селекционером, кандидатом сельскохозяйственных наук, Т. Габибовым, в котором он рассказывает о себе и о своей профессии, а также об уникальном ботаническом саде в Юждаге, где он занимается селекционной работой. 

Тимур Габибов является старшим научным сотрудником ФГБНУ Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан. В копилке лезгинского агронома 24 научные статьи, 3 книги в соавторстве, множество репортажей на телевидении. Более того за свои успехи Т. Габибов в 2017 году избран академиком общероссийской Академии нетрадиционных и редких растений (АНИРР). Ботанический сад дагестанского ученого, созданный им на приусадебном участке, стал объектом посещения многих людей, среди которых школьники из районов Дагестана, туристы из Дагестана и других регионов России, изучающие природу и достопримечательности района.

Ежегодно Тимур Габибов обновляет коллекцию растений в своем ботаническом саду, которая на сегодняшний день насчитывает более 100 видов со всех континентов мира. Именно он в результате селекционных опытов вывел новый сорт киви и хурмы. Не раз о ботаническом саде опытного ученого писали республиканские и федеральные средства массовой информации, сюжеты о его экспериментальном саде транслировались на федеральных каналах «ТВ-Звезда», «5-й канал» (Санкт-Петербург), «ОТР» (Москва).

— Тимур Габетулаевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе для наших читателей.

-Я родился в селении Тагирхюр-казмаяр Магарамкентского района. Это село в Южном Дагестане, в равнинной местности, граничащей с уникальным памятником природы Самурским лиановым лесом.  Здесь я вырос и учился в школе.

— Что привело вас в профессию агронома-селекционера, что определило ваш выбор?

-Любовь к агрономии привил отец, в 12 лет сам будучи главным механиком совхоза, показал мне как делать окулировку (способ прививки плодовых и декоративных растений одиночной почкой). Мы привили на сливовую дикушку персика. Это персиковое дерево прожило 38 лет. В 14 лет я уже знал практически все агрономические операции на винограде (это обрезка и все защитные мероприятия), а также на такой капризной культуре как персик, и многих других плодовых. Сразу же после окончания школы в 1984 году поступил в Дагестанский сельскохозяйственный институт на специальность плодоовощеводство и виноградарство, а в 1989 окончил его.

— Являясь научным сотрудником ФГБНУ ФАНЦ РД, в чем заключается ваша работа?

-Работаю над темой агроэкологической оценки территории приморской провинции республики Дагестан для развития субтропического садоводства. Изучаем такие субтропические культуры как: хурма восточная, киви (актинидия деликатесная), гранат, инжир, унаби, шефердия и кудрания. На сегодняшний день все эти культуры самые экологически чистые, так как для их производства нет необходимости проводить защитные мероприятия. Помимо этого, являюсь научным сотрудником Дербентской селекционной опытной станции.

 -Как вам пришла идея создания ботанического сада и откуда вы берете уникальные экспонаты для своего участка? Сколько примерно видов экзотических растений насчитывает ваша коллекция?

-С 2004 года начал собирать и увлекаться коллекционированием различных растений на участке. Привозил уникальные растения из Краснодарского и Ставропольского края, из Азербайджана, Ирана и Турции. К сегодняшнему дню сад занимают почти всю территорию приусадебного участка.

Количество растений составляет более 180 видов. Сад условно разделен на хвойные, субтропические, плодово-ягодные, вечнозеленые и лекарственные растения.

Особо выделяются ели (голубая, сербская, канадская). Субтропические — хурма восточная, хурма виргинская, киви, фейхоа, инжир, кудрания, фундук, каштан. Плодово-ягодные —  магония, калина, хеномелес (японская айва), рябина красная и черная, жимолость. Также смородина, барбарис, нектарин, персик. Цветущие — магнолия, вейгела, камелия, гортензия, гибискус, спирея японская, буддлея, керрия. Вечнозеленые – пальма, самшит, олеандр, юкка, агава, дрок, бересклет японский, чайный куст, дуб вечнозеленый. Лекарственные растения — мелисса, мята аптечная, розмарин, скумпия и хвойные (из-за бактерецидных свойств).  Разнообразие растений очень большое.

Среди самых редких культур на участке можно встретить дерево гинкго билоба, являющееся древнейшим реликтовым растением на планете. Оно появилось около 280 миллионов лет назад и является современником динозавров. Растение гингкго обладает уникальными лекарственными свойствами: обладает противовоспалительным эффектом, нормализует артериальное давление, повышает энергетический ресурс организма, уменьшает оттек тканей и многое другое. Также редкими являются декоративные кустарники гибискус и иудино дерево. Сирийская роза (гибискус) — это чудесное растение родом из Китая и Западной Азии, прекрасно приспособившееся к южному климату Дагестана.

— Как проходит рабочий день ученого биолога, агронома-селекционера?

— Утром с 7 часов делаю обход по саду, поливаю опытные участки и веду научные наблюдения. Уделяю много времени ботаническому саду, так как каждое растение требует особого ухода и внимания. Семья мне конечно же помогает во всем этом. Моя главная помощница — дочь Саида, не только ухаживает за садом, но и проводит экскурсии в мое отсутствие для школьников. Старший сын Габетулах Габибов решил пойти по моим стопам, является магистром Дагестанского аграрного университета.

Как вам удалось вывести новый сорт киви и в чем заключается его уникальность?

После продолжительного наблюдения и изучения на своем участке распространённых сортов киви, а после путем скрещивания известного женского сорта Хейвард и мужского сорта Тамури был получен новый сорт киви, который я назвал «Леки». Он заметно отличается от своих родителей по форме и больше адаптирован под климат Южного Дагестана, но по вкусовым качествам ничем не уступает родителям. -Как вы считаете, какие еще виды экзотических для этой местности растений можно приспособить к климату Южного Дагестана? Есть ли в планах селекция новых сортов?

-При должном уходе даже самое необычное растение сможет прижиться в Дагестане. Все новые культуры, которые я завожу в республику, я изучаю на научной основе на адаптацию и в дальнейшем даю рекомендацию по распространению по Дагестану. Сейчас ведутся работы по созданию новых сортов субтропических культур. Наука о селекции очень сложная и требует долгого времени.

— Как часто посещают ваш ботанический сад, и не планируете ли вы в будущем расширить его, например, в рамках селекционной опытной станции, где вы тоже являетесь научным сотрудником?

— С каждым годом желающих увидеть мой сад становится больше. Для обмена коллекциями приезжают из Хасавюрта, Махачкалы, Дербента чаще всего.  На экскурсию по ботаническому саду приезжают школьники из районов Дагестана и не только.

Идея создания ботанического сада на территории будущего Самурского национального парка возникла давно, аж 10 лет назад, никак руки не доходят. В скором времени планирую расширить свой участок. Честно говоря, наш Самурский лес, отличающийся своей уникальной природой, и так можно назвать ботаническим садом.

— Хотелось узнать ваше мнение касаемо ситуации по водозабору на территории Самурского леса. Как сильно может поменять экологическую ситуацию в районе реализация проекта по выкачке воды?

— Отрицательно, и я выступаю категорически против этой идеи. Самурский лес — это легкие Южного Дагестана, любое внешнее вмешательство в природу чревато трагедией, экологической катастрофой. Выкачка воды приведет к иссушению леса.

Напоследок пожелайте что-нибудь Вашим коллегам и тем молодым людям, которые хотят пойти по вашим стопам.

Профессия агронома требует огромного усердия, творческого отношения к работе и наблюдательности, ну и конечно же, самое главное, — знаний. Желаю успехов тем, кто хочет стать агрономами и заниматься селекцией растений. И не забывайте, что природе необходимо бережное отношение!!!

Асрет Ибилкасумов

ФЛНКА