В рамках республиканского форума, посвященного шейху Мухаммаду аль Яраги выступил директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Маликович Гереев. Читателям нашего сайта мы предлагаем его доклад.
Если бы не этот человек судьба Дагестана и всего Северного Кавказа могла сложиться совершенно иначе. Его знания были огромны, авторитет непререкаем, а уважение в народе столь велико, что сами имамы вставали проявляя уважение к нему – выдающийся алим страны гор, богослов и праведник, идейный вдохновитель кавказской войны и духовный наставник ее предводителей (уроженец села Верхний Яраг) Мухаммад аль Яраги.
Каждый хоть раз слушал его проповедь, превращается в тигра ислама, и не победим в бою, говорил о нем сам имам Шамиль.
Магомед Ярагский появился на свет в тот период времени, когда мусульманская наука в Дагестане переживала бурный подъем, в горах открывались медресе и мектебы, а богословы ислама пользовались в обществе большим авторитетом.
В последнее время наблюдается устойчивый рост интереса общественности к деятельности великого сына лезгинского народа, шейха Мухаммада Ярагского. Этот интерес проявляется не только со стороны лезгин, но и других народов. Внимание к изучению жизни и деятельности Мухаммада Ярагского проявляют представители ученой среды. Совсем недавно в научном журнале «Вестник Дагестанского научного центра» опубликована научная статья «Биография шейха Мухаммада аль Яраги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)», одним из авторов которой является известный ученый, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторических наук Закарияев З.Ш. Статья написана в соавторстве с и.о. директора Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидатом исторических наук Мусаевым М.А.
Текст рассматривается как исторический источник, перевод снабжен комментариями. В нем приводится основное содержание публикации. С полной версией статьи можно ознакомиться в Вестнике Дагестанского научного центра. 2015. №57. С. 44-50.
Фигура ученого-богослова, шейха накшбандийского тариката, муршида Мухаммада аль Яраги аль Курали занимает особое место среди выдающихся деятелей Дагестана XIXв. Несмотря на это, жизнь, общественно-политическая деятельность и, особенно, творческое наследие Мухаммада аль Яраги все еще недостаточно изучены.
В 1910 г. в «Исламской типографии» Мухаммад-Мирзы Мавраева в г. Темир-Хан-Шуре была издана литографическим способом объемная книга с образцами письменного наследия Мухаммада «Асараш шейх аль Яраги», которая до сих пор полностью не переведена на русский язык.
В Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН хранится один из экземпляров этой книги.
Ознакомление с текстом позволило установить, что содержится известное сочинение шейха Мухаммада аль Яраги «Асар аль Яраги»; поэтическое произведение «Касыда ат-та’ийа ал-кубра»; «Касыда ат-та’ийа ас-сугра»; приводятся образцы поэзии и корреспонденции аль Яраги. Письма адресованы как известным нам, так и неизвестным людям и целым обществам, они различного содержания, например, с призывом строго придерживаться норм шариата, вступить в ряды последователей тариката и пр. Содержится и биография Мухаммада аль Яраги. В тексте не указано кто является ее автором. Профессор А.Р. Шихсаидов, на основании изучения одной из рукописных копий данной биографии, ныне хранящейся в Институте рукописей РАН в Санкт-Петербурге, установил, что автором является Исмаил – сын шейха Мухаммада Ярагшского [Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVII–XIX вв. Махачкала, 1989.С. 9].
В Махачкале 1996 году была издана монография известного дагестанского философа Агаева Ахеда Гаджимурадовича «МАГОМЕД ЯРАГСКИЙ. Мусульманский философ. Духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX века». В книге создается интеллектуальный портрет крупного мыслителя, духовного предводителя многолетнего движения горских народов Восточного и Северного Кавказа за социально-экономические, политические и духовные свободы. Монография рассчитана на научную общественность, равно как на всех, кто интересуется гражданской и политической историей народов Кавказа.
В 1830 г. он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию Имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После его гибели, Мухаммад Яраги способствовал избранию Имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, при поддержке Ярагского Имамом был избран Шамиль.
Многое из того, о чем страстно мечтал Ярагский, в беспрецедентно короткие исторические сроки стали реальностью в имамате, благодаря реформаторской деятельности Шамиля. Учение Ярагского не было разрушительным, оно стимулировало лучшие человеческие начала, оно было созидательным по сути.
Между тем продолжаются попытки «невежественных» придать делу и учению Ярагского, его национально-духовному наследию роль «реакционера» и мусульманского «фанатика». Но к счастью, он вошел в отечественную историю, в историю интеллектуального процесса как великий глашатай свободы человека, независимо от вероисповедания, национальности и подданства.
Духовный наставник национального освободительного движения горцев, мыслитель, ученый, поэт, религиозный, общественный и политический деятель Магомед Ярагский по праву считается одним из ярких исторических деятелей Дагестана,и подобная характеристика этого человека ни у кого не вызывает сомнений.
В религиозных источниках пишется, что шейх Мухаммад аль Яраги, – да помилует его Аллах, – был опорой выдающихся ученых, шейхом всех шейхов, украшением мусульман и ислама, обновителем шариата, наставником (муршид) накшбандийского тариката, приближенным к Всевышнему (валий), познавшим Господа, отрешенным от всего мирского (захид), пребывающим постоянно в богослужении, знавшим Коран наизусть, совершившим хиджру (мухаджир) на пути Сострадающего [Аллаха], не терпевшим несправедливость, обладавшим неиссякаемой энергией, скромностью, щедростью, добротой к рабам Аллаха. Он обладал самым благим нравом, все возвышенное и чистое ему было присуще, все низкое и порочное было ему чуждо, – да помилует его Всевышний, Всевластный, Милующий, и сделает его нашим заступником в день Воскрешения. Аминь!».
Руслан Гереев