В современных условиях пристального внимания государственных органов и образовательных организаций к вопросам воспитания подрастающего поколения, чрезвычайно важно, на наш взгляд, еще и еще раз обратиться к прогрессивному народному опыту успешного налаживания межличностных, семейно-родовых и общественных отношений. Народных педагогов всегда интересовали причины неоднозначного воздействия на личность одних и тех же методов и приемов. Оценивая возникающие отклонения, обобщая их по определенным признакам, народ определил свои жизнестойкие принципы, положения, формы методы, которые необходимо учитывать при общении, воздействии на личность и взаимодействии с ним. Многовековой опыт воспитания показал, что эффективность форм и методов обучения и воспитания находится в прямой зависимости от природных задатков, от индивидуальных, возрастных особенностей и половых различий воспитуемого.
Природные задатки – это именно то, на что следует прежде всего обратить внимание. Народ понимает, что ребенок как живое существо, «наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…».
Природные задатки ребенка, по мнению народа, это прежде всего продукт физических и психических данных родителей. Дагестанцы говорят: «Каков корень—таковы и побеги», «Каков он сам — таково и дитя» (дарг.), «Плодовый червь выходит из плода»; (лезг.). Это определяет заботу о здоровом поколении: «Посмотрев на мать,—дочь замуж бери, — посмотрев на отца,—о сыне суди, посмотрев на кобылицу,—жеребенка покупай» (лак.).
Физические и психические отклонения у детей народ считает причиной недостаточной заботы о здоровом потомстве, невнимательности к внутриутробному развитию ребенка, а также в первые дни и месяцы появления его на свет. В этих отклонениях народ видит печальное следствие неразумного отношения к природе «проектирования» объекта воспитания.
Народный разум замечает, что «Черная шерсть от стирки не белеет» (дарг.), что «Не из всякого тростника сахар варится» (лезг.), иначе говоря, что дети с теми или иными психическими, умственными отклонениями от природы трудно поддаются общепризнанным методам воспитания.
Выход из положения народ находит в подборе к умственно и физически отсталым детям особых методов воздействия (особенная ласка, подсказка, помощь, совместное повторение заданий и т.д.). Мудрые воспитатели сознательно избегают придирчивого отношения окружающих к слабым детям, чтобы сверстники не заостряли внимания на их недостатках. Мудрые воспитатели ищут и вовремя находят многочисленные пути исправления упущенного «природой». Все это, на наш взгляд, может и должно стать предметом внимания при корректировке детей аутистического спектра.
Значительное внимание народная педагогика обращает на возрастные особенности воспитуемых. Анализ произведений устного народного творчества, беседы со старожилами республики, позволяют выделить у дагестанцев ряд возрастных ступеней развития человека.
Каждая из возрастных ступеней имеет свою социальную характеристику, включающую дееспособность в сфере домашнего или общественного поведения (дома, вне дома, в обществе, при общении со старшими или младшими и т. д.), правомочность, а также другие качества, желательные или обязательные для лиц данного возраста. Исходя из традиционных требований, предъявляемых народом к тому или иному возрасту, условно можно выделить группу воспитателей и группу воспитуемых. Для наглядности приведем возрастные ступени развития человека, находящиеся в поле зрения воспитателей лезгинского народа.
Возрастные ступени воспитуемых:
Чагъа (таза) аял—новорожденный. По мнению народа новорожденный должен быть объектом особого внимания. С ним надобно обращаться предельно осторожно, с тем, чтобы случайно при пеленании не повредить позвоночник, шею, не вывихнуть конечности, не простудить при купании и кормлении, не поранить пуповину при удалении ее высохшей части и т.д. Есть специальные народные правила по уходу за новорожденными детьми. На этой стадии рекомендуется приобщать ребенка к голосу и ласке родителей, к их мимике.
Куьрпе аял—младенец. Грудной ребенок от 1—1,5 лет. По убеждению народа, младенцы хорошо различают мать, отца, близких, реагируют на тон, темп речи, музыку, цвет. Для воздействия на сознание младенцев используются народные колыбельные песни, слова материнской ласки и нежности, пестушки и потешки. Детей рекомендуется часто выводить на свежий воздух, кормить своевременно и, главным образом, грудным молоком. Замечено, что такой подход формирует и крепкое здоровье, и ранние чувства любви к матери.
Биц1ек. Гъвеч1и аял—малыш. Ребенок в возрасте от года до 7 лет. Уже с этого возраста принято учить детей элементарным правилам общения с родными и близкими, с соседями, знакомыми и незнакомыми взрослыми, обращения с животными, растениями. Запрещается немногое, например, чтобы разнополые дети раздевались или купались вместе. Малышей привлекают для выполнения мелких поручений: полить на руки гостю, присматривать за малолетними детьми (чагъа аял, куьрпе аял), прислуживать старшим, сходить к соседям по поручению. Приучают малышей и к хозяйственным работам: поливать огород, участвовать в прополке, ходить за водой, за хворостом и т. д.
Гада (руш)—мальчик (девочка) в возрасте от 7 до 12 лет. Воспитание мальчиков, до этого находившееся в основном в руках женщин (матери, бабушки), переходит к мужчинам (отцу, дедушке). По этическим нормам народа, отцы-мужчины обязаны приобщать детей к мужским ремеслам, к мужским видам работы в быту, в поле, к местным животноводческим и земледельческим профессиям.
Девочек принято приучать к многочисленным женским ремеслам и рукоделию: обработке конопли и шерсти, шитью, вязанию, плетению, вышиванию, ткачеству. Их учат стирать, поддерживать чистоту в доме, доить коров, сбивать масло, готовить творог, простейшие национальные блюда и т. д.
Народная педагогика рекомендует много внимания уделять воспитанию в детях уважения к старшим, дисциплинированности и вежливости, а также доскональному знанию в основном сходных для народностей Дагестана правил этикета.
Секе гада — большой мальчик—мальчик подросткового возраста от 12 до 16 лет. В этом возрасте, в соответствии с традициями народов Кавказа и Дагестана, большое внимание требуется уделять тому, чтобы сделать подростка хорошим наездником (подготовка к участию в празднике «Укрощение коня»), выносливым и храбрым джигитом, ему прививают сознание мужского достоинства и чести.
С 12—13 лет, по мнению народа, воспитанные дети должны выполнять любую бытовую и хозяйственную работу, во всем помогать своим родителям, трудиться вместе с ними. Начиная с этого возраста, мальчику вместе с отцом надобно ходить обрабатывать землю: отец управляет сохой, сын погоняет быков, отец косит сено, сын его ворошит и собирает, отец рубит лес, сын колет дрова и складывает их и т. д. Как отмечает академик Г. Н. Волков: «В педагогическом отношении с этого возраста у юношей начинается новая школа — «школа жизни». Это период более или менее свободного формирования личности»48. С этого периода и навсегда решающее значение для подростка приобретают общественные моральные нормы. Он считается с мнениями старших, дорожит советами людей. Подростку вменяется в обязанность присутствовать на фамильных сборах (свадьбах, похоронах), оказывать всяческую поддержку и помощь старшим, родным и близким.
Секе руш — большая девочка—девочка подросткового возраста. Девочка—подросток (12—16 лет) вовлекается во все виды специфически женской работы — белит жилье, месит тесто, печет хлеб, помогает в приеме гостей и т. д. Она участвует в традиционном, сугубо женском земледельческом и животноводческом труде.
Жегьил гада — юноша —молодой человек от 16 до 18 лет. 16 лет в народе считается порою совершеннолетия. В этом возрасте молодой человек обязан самостоятельно выполнять всю мужскую работу: косить, складывать скирды, работать на току, пасти скот, разбираться в премудростях сельского хозяйства и т. д. Он должен быть образцом трудолюбия, мужества и выносливости. В этом возрасте при условии приобретения необходимых жизнедеятельных знаний, умений, навыков, юноша имеет право жениться.
Жегьил руш—девушка в возрасте от 16 до 18 лет. Девушка должна самостоятельно делать все, что входит в традиционные обязанности женщин: готовить, стирать, знать хорошие обычаи и поддерживать их. Считается, что девушка с 15—16-летнего возраста уже должна готовить себя к замужеству. «Она обязана собственноручно приготовить ряд вещей, входящих в ее приданое: выткать ковер, палас, седельник, хурджуны, связать носки, кисеты и др.»
Возрастные ступени воспитателей
Аял итим—молодой мужчина в возрасте от 18 до 30 лет, вступивший в брак. В этом возрасте мужчина проходит «школу» семейной жизни. Он должен проявлять моральную и материальную заботу о старших и младших членах семьи и рода, обзавестись жильем и хозяйством, безусловно участвовать во всех мероприятиях, проводимых джамаатом.
Жегьил дишегьли—молодая женщина в возрасте от 18 до 30 лет. Традиционной и естественной ее обязанностью считается забота о семье и детях. Она должна усвоить формы и методы воспитания и приучения детей, знать и к месту использовать слова материнской ласки, народные колыбельные песни, мотивы, пестушки, быть образцом трудолюбия и женственности. Принято помнить, что молодая женщина этого возраста во всем является примером подражания для собственных дочерей и окружающих девушек.
Итим—мужчина в возрасте от 30 до 50 лет. Такого мужчину считают окрепшим, достигшим ума-разума, трудового и физического совершенства. Он становится надежной опорой джамаата при выполнении различных трудовых операций, народных праздников, соревнований. Он обязан не только объяснить, но и практически демонстрировать народу многообразие качеств совершенного горца.
Дишегьли (паб) — женщина в возрасте от 30 до 45 лет. Такая женщина должна полностью владеть уже мудростью домашней хозяйки, опытом семейного воспитания детей, практически передавать молодым матерям, своим и чужим невесткам опыт колыбельного воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, установления добрых отношений в семье, с соседями и т.д.
Агьли (яшлу) итим—мужчина в возрасте от 50 до 70 лет. При решении каких-нибудь общественных вопросов обычно обращаются именно к представителю этого возраста. Он по опыту жизни способен решать спорные вопросы, дать советы, принимать руководящее участие в общественных или фамильных мероприятиях. Внутрисемейные дела решаются только по совету и указанию представителя этой возрастной группы.
Яшлу дишегьли — женщина в возрасте от 45 до 65 лет. Женщина этого возраста призвана быть «наставницей» женской половины джамаата. Она решает спорные вопросы, принимает руководящее участие в различных формах женской помощи (мытье, чесание шерсти, прядение, свадьбы), делится секретами домоводства.
Кьуьзуь итим—мужчина в возрасте от 70 до 80 лет. В данном возрасте мужчина, хотя физически ослабевший, но со светлой головой и хорошей памятью. У него богатый жизненный опыт. Он хорошо знает и к месту высказывает мудрые изречения, дает наставления, правильно оценивает назревшие обстоятельства, подсказывает правильные решения. К его словам прислушиваются особенно внимательно.
Кьуьзуь паб — женщина в возрасте от 65 до 70 лет. В этом возрасте женщина располагает большим опытом семейной и общественной жизни, способна давать мудрые советы, наставления, закрепившиеся в памяти как следствие многолетней жизненной практики. В силу физической слабости женщина в этом возрасте нуждается в большом внимании со стороны близких и окружающих.
Агъсакъал — старик в возрасте 80 и более лет. Аксакалом у горцев называют старика, кто своим многолетним опытом, знанием и мудростью неоднократно способствовал джамаату находить наиболее разумные выходы из сложных жизненных ситуаций. Аксакалы являются нравственной опорой общества. Мнение аксакалов в народе принято ценить и им всегда следует дорожить. Уважение и почет аксакалам является нерушимой нормой жизни горского джамаата.
Къари баде—старушка в возрасте 70 и более лет. Женщина данного возраста знает все, что касается традиционной жизни горянок. Она глубоко чувствует настроение детей, понимает их, является доброй наставницей и незаменимой воспитательницей своих внуков.
Безусловно, отмеченные возрастные ступени не строго очерчены. Но даже эта дифференциация возрастных ступеней свидетельствует о том, что возрасту в традиционном дагестанском обществе придается большое значение. Трудящиеся связывают представления о личности и стадиях жизненного цикла с возрастными ступенями, очерченными определенными физическими и социальными показателями.
При учете возрастных особенностей развития человека достаточное внимание в народе придают индивидуальным особенностям, отличающим одного воспитуемого от другого.
Например, у лезгинского населения мудрые народные воспитатели ясно представляют себе особенности физического и духовного развития, способностей, интересов, характера: «туьнт аял» (нервный ребенок), «секин аял» (спокойный ребенок), «зиринг аял» (подвижный ребенок), «тийихай, надинж аял» (шаловливый ребенок), «фагьумлу аял» (сообразительный ребенок), «къуватлу аял» (сильный ребенок). И потому к индивидуальным особенностям у народа приспособлены формы и методы традиционного обучения и воспитания, что благоприятно сказывается на развитии и образовании молодого поколения и решительно препятствует даже случайному появлению черт, противоречащих требованиям нравственного этикета горцев. Знание закономерностей возрастного и индивидуального развития детей является одной из решающих предпосылок эффективной деятельности народных воспитателей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
-
Народная педагогика сложилась и развивается как достойное противостояние реакционным педагогическим взглядам. Она преследует гуманную и благородную цель трудящихся масс — формирование совершенного человека, преемника и продолжателя прогрессивного опыта, духовной и материальной культуры старших поколений.
-
Под развитием человека в народной педагогике подразумевается целостный характер его воспитания (ум, добрые нравы, трудолюбие, трезвые взгляды на красоту и физическое развитие).
-
Важнейшим фактором народной педагогики, обеспечивающим целостный характер воспитания, является учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитателей и воспитуемых.
Одиннадцать возрастных ступеней развития человека, зафиксированных нами в народной педагогике Дагестана, рассчитаны на более дифференцированную воспитательную работу с выбором наиболее эффективных средств, форм и методов воспитания в труде, быту, на годекане, в игре, в танце и в других сферах жизни и деятельности человека. Историко-педагогическое наследие народов Дагестана располагает веками апробированным на практике сотни поколений прогрессивным опытом формирования морально-этического и физического облика настоящего человека. Использование народного опыта в современном воспитании важнейшая задача каждой семьи, каждого педагога и всех образовательных организаций. «Добрые плоды несет умело и мудро ухоженное дерево!», — говорят в народе!
МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ