В Академии «Каспий» провели семинар «Особенности преподавания и изучения родных языков в республике» для преподавателей родных языков школ Махачкалы, сообщили в пресс-службе Академии.
Стоит отметить, что данное мероприятие было посвящено памяти заслуженного деятеля науки РСФСР и ДАССР, доктора филологических наук Унейзат Мейлановой.
Поприветствовав всех участников семинара, ректор Академии «Каспий», д.э.н., профессор Магомед Абакаров подчеркнул, что мероприятие проходит в рамках инициированной Академией «Каспий» в начале года программы «Педагогическое наследие Дагестана».
Абакаров также напомнил, что пользование родным языком, свободный выбор языка обучения и воспитания закреплены положениями конституции.
Спикерами семинара выступили проректор ДГПУ Руслан Гереев, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РД, профессор ДГПУ Хан Баширов, директор Межвузовского центра по разработке новых методологических подходов к формированию культуры межнационального общения, к.п.н. Загидат Гасанова, директор Центра изучения родных языков Марина Гасанова, главный специалист Управления образования г. Махачкалы Рукият Абакаргаджиева, научные сотрудники сектора родных языков Дагестанского НИИ педагогики им. Тахо-Годи Жаклина Мейланова и Светлана Мутаева, главный редактор газеты «Зори Табасарана» Гюлахмед Маллалиев и др.
Собравшиеся на этом мероприятии обсждали преподавание родных языков и литератур в школах в соответствии с ФГОС, роль региональных национально-культурных автономий и других институтов гражданского общества в деле популяризации родных языков, гармоничном развитии национально-русского двуязычия, языковой политики университетского образования в условиях полиэтнической среды, а также необходимости введения изучения родных языков в дошкольных образовательных организациях.
Также отмечалось, что из-за многих причин происходит массовый отток сельского населения в города. Это не могло не привести к тому, что большая часть подрастающего населения проживает в городах и районах со смешанным населением в отсутствие речевой среды.
Всё это говорит о том, что соответствующее изучение родного языка как учебного предмета становится единственным способом его дальнейшего сохранения и развития.
Предметом пристального внимания становится разработка и издание школьных пособий по новописьменным языкам – цахурскому, агульскому, рутульскому, однако из-за отсутствия для них учебных пособий обучение малоэффективно.
В конце семинара приняли резолюцию.
«Лезги газет»