Сегодня как никогда ранее прогрессивные силы общества озабочены возрождением всеобщей духовности, нравственности, культурных национально-региональных материальных и моральных ценностей и, в частности, веками апробированной и придерживаемой поколениями традиционной культуры воспитания.
Воспитание благородства, благоразумия, благосклонности к красоте и изяществу в повседневной деятельности подрастающих поколений, которое так глубоко волнует в наши дни широкий круг воспитателей, очевидно, немыслимо без тщательного учета традиционного опыта народной педагогики. Еще на заре Советской власти всемирно признанный вождь пролетариата В.И. Ленин говорил: «Учение, воспитание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым обществом».
В народной педагогике сложился идеал настоящего человека, предусматривающий его стремление к социально значимой трудовой деятельности, его физический, морально-этический, эстетический облик и т.д. Не вдаваясь в подробности тех или иных слагаемых воспитания, остановимся лишь на народном идеале красоты. Этот идеал представляет собой обобщенный образ, воплощающий понятие красоты, прекрасного.
Под прекрасным в широком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного народ видел в явлениях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке), организованных движениях человеческого тела (пластика, танцы), художественном слове. Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности по законам красоты. Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого — того, что противоречило представлениям о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, прогрессивного и приводило к эстетизации уродливого. Сферой проявления и источником прекрасного народ считалкрасоту жилища, вещей, одежды, украшения. Эстетическая направленность быта проявлялась в композиции, архитектуре бытовых строений. Учитывалась специфика селения, расположения жилищных и иных построек, интерьер жилища обусловливался необходимостью создания лучших условий для жизнедеятельности семьи. Эстетика жилого помещения, двора, быта в целом благоприятно воздействовало на стороны воспитания детей. Народ, прежде всего, считал и сызмала формировал в детях чувства, сознание, знания, умения и навыки проявления красоты и изящества.
В народной педагогике выделяются характерные признаки как внешней так и внутренней красоты человека. Признаки внешней красоты — это физическое здоровье, ловкость, сила, стройность, осанка, походка, нежность, изящность, правильные черты и приятный цвет лица, миловидность, черные глаза, красивая одежда и т.д.
Внутреннюю же красоту человека характеризуют ум, разумность, благовоспитанность, скромность, непорочность, приветливость, вежливость, самоотверженность, мужество, храбрость, человеколюбие, доброта, благородство, великодушие, начитанность и т.д.
Произведения устного народного творчества, этнографические и исторические материалы о дореволюционной жизни и быте дагестанцев, а также проведенное нами анкетирование, беседа и опросы старожилов показывают, что народ стремится, наделять своих героев, молодое поколение как внешними, так и внутренними достоинствами, стремится формировать личность в единстве духовной и физической красоты.
Трудовой народ справедливо отмечает, что единство духовных и физических достоинств, необходимых для подлинной красоты присуще далеко не каждому. «Очень реже случается, чтобы человек был бы и красивым и умным», — говорят в народе. Чему же отдать предпочтение — духовкой красоте или красоте физической? Разум труженика всегда предпочитал и всегда предпочитает духовную красоту, красоту содержания. Красота лица и тела значимы лишь при том условии, утверждают трудящиеся, если человек трудолюбив, способен творить содержательную красоту. По этому поводу дагестанские пословицы гласят: «Не смотри на работу, а смотри на красоту изделия», «Хоть красиво ты болтать умеешь, но болтовнёй поле не засеешь».
Мысли трудового народа о внешней и духовной красоте помогают человеку по достоинству оценивать и определять настоящую красоту. Тысячелетняя педагогическая практика позволила народу создать самобытные источники выработки в детях чувств красоты и наслаждения. Чувства красоты и наслаждения развивали в человеке буквально с первых же дней появления ребенка на свет. Основным источником наслаждения людей была природа. Красота природы, её очарование издревле доставляли людям безмерное наслаждение, удовольствие, и поэтому народ в своем творчестве с большой любовью изображал природу и использовал ее красоту в качестве могучего средства воспитания молодого поколения, в том числе и эстетического.
Очень часто для воздействия на детей использовали эстетически окрашенные имена. Близкая природа подсказала дагестанцам собственные имена, сравнительные с прелестными горными цветами: Беневша (фиалка) –лезгинск., Къизилгюль (роза) — лезгинск., Хункутути (роза),-лакск, Айгул (лунный цветок), Гюлханум (госпожа роз) — кумыкск, лезгинск; лучезарными небесными телами: Зухра, Юлдуз (звезд) — кумыкск, Варз (луна) — лезгинск, Айбала (дитя луны) – кумыкск, Цибац (новая луна, новолуние) -дарг; умными, смирными животными и птицами: Марал, Жейран (лань), Билбил (соловей) – лезгинск., и т.д. Эти и другие имена прививали их носителям и всем тем, в среде которых они звучали, чувства любви к прекрасному, созданному родной природой.
Красота, желаемая ребенку посредством нареченной имени, затем подкреплялась ласковыми колыбельными песнями, увлекательными пестушками, потешками, прибаутками, нежными мотивами родного народа. Музыка, колыбельная песня всегда находились на вооружении материнской школы воспитания. Сочетая слова и движения с народной музыкой, матери прибегали к педагогической силе мелодий буквально во всех соприкосновениях с ребенком. Музыкой, рифмованными словами и стишками, ласковыми песенками, играми пользовались при пеленании, при одевании, при купании, игре ребенка. В этих ситуациях ребенок успокаивался, прекращал плакать, заметно ориентировал слух в сторону звучания (пения), удивленно замирал и не двигался. Слово, музыкально-словесная ласка полностью очаровывала ребенка.
А когда ребенок уже начинал понимать язык, красоту человечества «вводили» в его сознание через народные сказки, пословицы и поговорки. Каждый из этих источников, дополняя друг друга и как-бы объясняя раннее неизвестное, складывал в сознании младенца общественно признанное, разумное понятие настоящей красоты.
Однако, как показывает опыт народной педагогики, весьма существенную роль в формировании чувств красоты человека во все времена принадлежала труду. Труд лежит в основе народного искусства, а искусство народа многообразно: музыка, песни, танцы, народный театр, изобразительное, декоративно-прикладное искусство. Из труда народных умельцев: гончаров, ювелиров, резчиков по дереву и камню, ковровщиц, мастеров по шитью бурок и изящной обуви дети познают приемы построения красочных узоров, традиционные колористические особенности орнаментальных мотивов и прогрессивные способы изготовления популярных изделий прикладного декоративно-прикладного искусства.
Красоту труда народ видел в высокой культуре работы, в умении выполнять ее быстро, точно, в подлинно человеческих отношениях, необходимых для коллективной деятельности. По красоте результатов труда люди судили о красоте человеческой: покажи, что ты сделал, и я скажу кто ты. Прекрасным считался труд честный, добровольный и свободный, озаренный пытливой мыслью, имевшей нравственное основание. На развитие народного идеала красоты огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного — окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.
Большая роль в моральном и эстетическом воздействии на подрастающее поколение принадлежит трудовым праздникам – веками сложившимся традиционном народным «школам» эстетического воспитания: празднику первой борозди, празднику прополки, празднику черешни, празднику проводов и встречи чабанов и т.д. Трудовые праздники были насыщены колоритными песнями, танцами, познавательными и спортивными играми, инсценировками, музыкой освещали красоту народного быта и всю жизнедеятельность человека. Труд и красота на трудовых праздниках переплетались, скрещивались, образуя как-бы неразрывное единство. Роль народной музыки в эстетическом воспитании была важнейшим средством подкрепления чувств и реального сознания красоты.
Надежным средством эстетического воспитания, т.е. формирования чувств физической красоты, служил в народе танец. Одни только названия дагестанских танцев, связанные с именами дагестанских народностей: аварский танец, лезгинский танец, лакский танец, кумыкский танец, татский танец; с названиями населенных пунктов: балхарский танец, акушинский танец, ахтынский танец, кубачинский танец, бежтинский танец; с названиями традиционных профессий: танец чабана, танец ковровщицы, танец жнецов, танец лудильщика; с именами народных героев: танец Шарвели, танец Шамиля, танец Хочбара и др., говорят о том, что народные танцы во всех их разновидностях должны быть объектом внимания воспитателей, потому что они учат подрастающее поколение красоте национальных движений, трудовых стремлений, нравственных побуждений.
Народная педагогика — это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народными массами на протяжении всей своей истории и отложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических и исторических материалах. Идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в аулах и сёлах, используются в практике учебно-воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения.
Однако в целом современные учителя и воспитатели как теоретически, так и методически слабо подготовлены по данному вопросу и процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идёт стихийно, бессистемно. Определенная часть педагогов, совершенно ошибочно считает, что в современных условиях, в период так называемой демократизации, бурной интернационализации, национальные традиции отмирают и не играют большой роли, воспитательное значение их невелико. Основная причина такого отношения к проблеме заключается в том, что эти педагоги в своем подавляющем большинстве сами слабо разбираются в народной педагогике.
Многовековое историко-педагогическое наследие народов Дагестана – неисчерпаемый источник формирования морально-этического, эстетического и физического облика человека. Оно было и должно оставаться ярким примером красоты человеческих побуждений, отношений, стремлений на благо вечной радости, благополучия и интернациональной дружбы народов нашей многонациональной республики и страны.
МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, профессор ДГПУ