Три столпа алпанской нравственности

24 июля в Дербенте прошла научно-практическая конференция «Кавказско-албанские народы: история и современность. Организаторами выступили Тульский центр культуры, Борчинское землячество Оренбурга, депутат Ставропольской городской Думы Казбек Агаларов.

На конференции выступили кандидат педагогических наук Московского Гуманитарного института, исследователь древнего кавказско-албанского алфавита, к.п.н., преподаватель МосГУ Шамил Халилов, доктор филологических наук, профессор ДГУ Узлипат Гасанова, кандидат исторических наук, доцент ДГПУ Хадижат Джалилова, председатель Борчинского землячества Оренбургской области Шакир Давудов, академик Академии новых технологий Букар Гамидуллаев, председатель Тульской организации «Центр культуры народов Дагестана» Ризван Максимов, меценат, депутат Ставропольской городской думы Казбек Агаларов.

Выступающие говорили о том, что наряду с интернационализмом дагестанских, кавказских народов, их отличает и огромная любовь к своему краю. И нам необходимо без промедления сохранять эти образцы лучших качеств наших предков – а сейчас главными источниками являются наши старшие, аксакалы. Эти качества явлены нам в фольклоре, традициях, обычаях, нашей истории, и наших национальных костюмах и языках.

Древним государством большинства дагестанских народов является Кавказская Албания – Алпан. Страна, которая вошла в скрижали истории и в хроники древних историков, в летопись сражений, завоеваний, побед. Страна, которая обладала интернациональным, конфедеративным, демократическим остовом, чтила своих предков и уважала свое прошлое, с надеждой смотря в будущее. Страна где ремесленники, землепашцы, поэты, воины были на передовой мысли, защиты, трудолюбия.  Кавказская Албания существовала со II века до нашей эры. В 331 году до н.э. албаны участвовали в битве при Гавгамелах на стороне персидского царя Дария III против армий Александра Македонского.

Но широкая весть о Кавказской Албании распространилась после похода Помпея в 66 г. до н.э.

В 370 году, спустя 69 лет после Армении, К.Албания приняла христианство. В 387 году в знак благодарности за участие в войне на стороне Персии царь этой могущественной страны передает две провинции Армении – Утик и Арцах – Кавказской Албании.

В 461 году независимость Албании была ликвидирована, и она была присоединена к Персии, став ее провинцией. Тогда в Персии правили Сасаниды, те самые которые построили дербентскую крепость Нарын-кала и ряд других оборонительных линий. Не раз Албания – государство дагестанских (лезгинских) народов переходила в разные политические статусы: страну не оставляли, грабили, захватывали и опустошали хазары, персы, римляне, арабы.

Албанские цари Оройс, Урнайн, Вачаган, Ваче, Джаваншир останутся в истории вовек как образцы чести, мужества, дипломатии, благородства.

В связи с этим подумалось, каков же он, кавказско-албанский образ? Что в нем главное и как считывать основные его векторы, где его столпы? Столпы алпанской нравственности!

Интернационализм – безусловно, один из столпов – мы открыты, но мы не приемлем насилия, агрессии, навязывания, нам противен сапог завоевателя, но мы готовы дружить со всеми, кто уважает и приемлет нашу свободу, неприкосновенность и культуру. Синдрома укрофашизма, итальянского фашизма и германского нацизма, американского глобализма, английского, голландского, французского империализма, где правит насилие и право сильного, где людей делят на вторые-третьи сорта, где правят несколько кланов, клубов, семей, люди тайных лож, а остальные должны петь им «Отче наш» или подпевать «Боже храни Америку» и непонятно по какому такому неписанному праву – такой подход здесь в алпанской культуре неуместен, противен, противопоказан, невозможен. Если мы говорим о национальных корнях и стержне кавказско-албанского характера и идеи. Идея, сформировавшаяся, окаменевшая в пластах времени в дыму Отечества, в потоках рек Куры, Аракса, Самура, Терека. Интернационализм явлен во всей истории лезгин и др. народов Кавказа.

Интернационализм наставника и учителя героев Кавказа, имамов Дагестана и Чечни, шейха Мухаммада Ярагского, когда он в Яраге объединил все народы на съезде ученых и общественных деятелей  разных народов в 1827 году. Когда он, лезгин выдал свою дочь Хафсат за аварца Гази-Мухаммада, своего ученика и первого имама Дагестана. А когда он совершил хиджру – переселение в аулы кумыков, табасаранцев, аварцев и они там принимали его, охраняли и берегли – разве это не акт интернационализма, освященного кавказско-албанским характером и философией?!…

Нажмудин Самурский – революционер и политик, дипломат и руководитель Дагестана, отчаянный, когда дело касается справедливости; он настолько хорошо и ровно относился ко всем народам, что однажды ему написал письмо Председатель Аварского окружного исполкома М. Эльдаров: «Шлю вам сердечный привет, желаю вам поправиться и скорее приехать в бедный, несчастный без вас Дагестан. Не думайте, что вас хвалю здесь. Скажу только от себя, что без вас нет выхода и не знаешь куда и к кому обратиться со своими слезами, делиться горем о беднейшем положении округа». Самурский тогда отсутствовал и был на лечение в Сухуми.

Когда привезли сукно и хлеб голодающему Дагестану – помощь Центра, по распоряжению Самурского первой она пошла аварцам, которые более других страдали от голода и нищеты, закованные в горах. Относясь как к младшему брату Абдурахману из аула Ругуджа (ныне Гунибский район), Самурский создал для него такой социальный лифт, что спустя несколько десятков лет, в 1949 г. этот юноша возглавил Дагестан, став тем, кем мы его знаем – 1 секретарем Обкома – Абдурахманом Данияловым, как пишут, даже спасшим республику от выселений и репрессий. Есть ли сейчас такие примеры интернационализма? Или в лифты сажают только своих? По крови, роду, племени, на крайний случай – тех, кто позолотит ручку? А поступок Самурского –ярчайший пример высокого интернационализма! Интернационализм должен рождать интернационализм! Но иногда приставка интер отпадает…

А справедливость не знает свой-чужой. Это из алпанской нравственности. Настоящий алпанец как бы говорит: «Мне не важно кто ты – моей национальности, рода, племени, когда дело касается справедливости. Я интернационалист! Я объективен,  беспристрастен». Sine ira et studio. Если бы алпанец знал, что Коран тоже говорит о беспристрастности и что Бог (арабы, которые пришли в Кавказскую Албанию к 630 гг., а в 642 году они были у стен Ковара – Дербента, Бога называют Аллах) любит беспристрастных, о чем говорит Коран.

Сулейман Стальский поэт, проживший нелегкую жизнь, увидавший много горя, разбиравшийся  в политике, помогавший бедным, отправивший двух своих сыновей на фронт,  дружил с лакцем Эффенди Капиевым и доверял ему самое ценное – свои сокровенные мысли. А  классику поэзии и мудрому аварцу Гамзату Цадасе он был братом, вместе они в поезде, в 1934 году отправились на Съезд писателей новой Советской страны. Интернационализм – вот где!!!

Но и патриотизм. Это второй столп алпанской нравственности. Не может быть порядочным человеком – не знающий и не любящий свою родину, большую и малую. Родина   — там, где твой очаг, могилы твоих предков, твои террасы, твои альпийские луга, твои лазурные реки, родники, твои камни, и твои разум, твое сердце и твои мысли.

Пять братьев Исмаиловых из горного села Кака Ахтынского района ушли на фронт в Великую Отечественную войну, отслужили как мужчины и приехали, хранимые молитвами престарелой матери. Еще два племянника. Из одной семьи! Это ли не патриотизм! Причем патриотизм многоступенчатый – любовь к своей малой Родине и большой Советской стране.

Мы не умеем не быть патриотами. В 1941 или в году 1999-ом. Или сейчас, когда Родина позвала – выполнять свой долг в Украине – бить фашиста, который сеет смуту, несправедливость и зло. Бить первым, чтобы обезопасить рубежи своей страны.

Третий столп нравственности алпанца – это уважение. Печать уважения везде – будь то уважение к памяти, к могилам, старикам, старшим, младшим. Уважение к традиции!

Мой дядя, композитор из Магарамкента Керимхан Бабаев проходя по улице здоровался за руку с малышами – так он вдохновлял их, чтобы они, повзрослев, не почерствели, не стали жестокосердными циниками, а выросли настоящими людьми, настоящими алпанцами!

Уважение к своей истории и памяти, языку и традициям – присуще алпанской нравственности. Когда женщина накидывает платок в знак уважения к живым и мертвым – это из алпанской культуры; когда девушка опускает взор перед незнакомым мужчиной; когда дети и подростки расступаются, завидя взрослого, идущего навстречу; когда дети встают увидев старших, а женщина встают, увидев мужчину; когда она не поносит мужа прилюдно и не рассказывает худое о нем никому; не отворачивается и не изменяет ему, уважая его. Кладет ему еду, даже когда в ссоре с ним. А когда он умрет – из-за уважения и любви больше ни на кого не смотрит – храня в сердце его образ, и поднимая детей – как это делала моя тетя Некият из сел.Гилияр Магарамкентского района, воспитавшая пятеро детей! Это из алпанской нравственности.  Скромность и благородство – это тоже из уважения. Из уважения к себе, своим предкам и родителям. Не подводить своих родных, думать о своих близких, когда совершаешь непродуманные действия. Не быть эгоистом, это тоже от уважения. Горцы и горянки с 90-х годов прошлого века растеряли же эти черты, эту столбовую нравственность – уважение и уважительность! Дамы за рулем автомобиля на равных спорят и матерят горцев. Почему женщину строго воспитывали в алпанской культуре (да и в мировых традиционных культурах до эры глобализации) – потому что знали: женщина позорит тухум, мужчина лишь себя. Хотя и некоторые мужчины у нас – не орлы, а порой, петухи, которые далеки от этих трех столпов. Интернет выявляет! Хотя орлиная суть в нас есть, ее бы вычистить от наносов новейшего времени.

Нетрадиционные отношения и нетрадиционные дела – это идти против идентичности, традиционной и генетической, плевать в колодец, из которого пьешь. Чернить воду, удалять свою историю из оперативной памяти и всех жестких дисков, убивать себя на потеху бесам – наркотиками,  алкоголем, беспутной жизнью.

Для самосохранения необходимо учить этим столпам нравственности молодежь; быть самому примером, преподавать эти столпы в школах, сузах и вузах. Вернуть историю родного края, которую у нас украли; ввести этику кавказскую в школьный и дошкольный курс.

Нам нужно формировать традиционного алпанского человека, в котором четко обозначены эти три столпа нравственности. Иначе мы пропадем, сгинем в тартарары, станем пылью времени и истории. Пылью на сапогах завоевателя! Алпанские гены это знают, глубокое подсознание хранит в памяти истории хищников, которые шли убивать, насиловать и грабить. Если мы будем другими  — мы просто облегчим работу интервентам. И не обязательно, чтобы они шли на нас с мечами; достаточно не соблюдать медийную диету – ибо «глаз шайтана» в виде гаджетов с нами! Переизбыток инфо-мусора и пустая трата времени – из меток нашего времени. Достаточно делать как хотим и что хотим, потакать своей низменной природе (нефс), идти на поводу эмоциям, гордыне, вседозволенности и всё! Забыть кем были наши предки! Тогда мы побеждены!

Поэтому нам важно помнить, сохранить и передать эту алпанскую нравственность своим детям, своим потомкам. Ради этого стоит жить! Интернационализм – патриотизм – уважение. Алпанский код, алпанская формула успеха, сохранения и самосохранения. Да будет так!

Ханжан Курбанов, политолог, историк

Дербент – Махачкала, 24-26 июля 2022 г.

Подпишитесь на наши каналы:

Читайте также:

Добавить комментарий


Новости партнеров