Лезгинская Кровь и «Справедливость»

Корреспондент «МД» записала песнь ашуга Творчество ашугов – психологическая травма моего детства. Утро у дедушки. Голосистый петух в огороде и «любимый» канал «ЮжДаг» с не менее голосистыми ашугами. Дедушка — фанат их творчества. А я лежу и думаю: что больше ненавижу – просыпаться с первыми петухами или ашугами?.. Чтобы избавиться от детских страхов, решила встретиться с ними лицом к лицу… Нет, к петуху заходить в огород до сих пор не рискую. Начала с ашуга.

Быть ему ашугом

Алихан Магомедрагимов, или, как он сам себя называет, – Лезги Иви (Лезгинская Кровь), певец (ашуг), режиссер, актер, руководитель киностудии «Алпан-фильм» и благотворительного фонда им. Хаджи-Давуда.

До десяти лет играл на барабане, но как только впервые взял в руки чунгур, понял — быть ему ашугом. Исполнять эпические дастаны, песни о героизме и свободе, любви и дружбе. Или композиции — сатирические и юмористические. Или лирические. Всё зависит от повода и запросов публики.

Песней ашуги учат жизни, высмеивают пороки общества, передают своё душевное состояние. Это как выговориться кому-то…

— Как блюз? – говорю.

— Мы, скорее, барды, — отвечает Алихан. – В старом смысле слова. Когда бардами называли сказителей, воспевавших героические деяния воинов. Они пользовались в народе огромным уважением. Так же и с ашугами. Раньше песни ашугов знали не только в родном ауле, но и в соседних городах и селах. Это сейчас эстраду заполонили поп–исполнители и их многочисленные супер-пупер-мега-шоу.

Его отец Османбег — заслуженный работник культуры Дагестана, основатель единственного в республике клуба ашугов. Алихан рос в большой семье: мама с папой, два брата и семь сестер. Все мальчики стали ашугами. Алихан в Махачкале, младший Муталиб — в селении Авадан Докузпаринского района. А вот старший Сарухан живет сейчас в Санкт-Петербурге. Сцену оставил, но для друзей играет с радостью. Сын Алихана — Нариман взял в руки чунгур и даже получил диплом «Звездочка Кавказа» на гала-концерте Республиканского конкурса одаренных детей. Однако быть ашугом не планирует. Предпочтение отдает футболу.

Не можешь – не суйся!

Инструмент для ашуга – не только средство выражения неподдельных эмоций или заработка. Инструмент – их лучший друг, а лучшего друга в обиду не дадут. Многие из них очень ревностно относятся к нему. И если гитару можно взять у хозяина, чтобы просто что-то себе побренчать, то с ашугами такое дело не прокатит. Ибо не можешь — не суйся!

Алихану, когда он ещё учился в школе, чунгур подарил ныне покойный ашуг Сакит.

— Сакит был учеником ашуга Шемшира. Жил у него дома в Азербайджане. Однажды мой отец пригласил его в Дагестан. Предложил переехать в селение Авадан и работать в доме ашугов Докузпаринского района. Своим друзьям-ашугам Сакиту и Ширину папа подарил по участку земли. Чтобы они жили и творили здесь, — рассказывает Алихан.

Сакит разбирался в чунгурах и сам их мастерил. У каждого мастера свои секреты. Обычно умельцы не делятся ими с другими. Ведь именно благодаря имени «набивают цену» при продаже. Но он поделился «козырями» изготовления с отцом Алихана. Потом они стали делать их вместе.

— Мы их не продавали, а оставляли для архива и будущих поколений. И сейчас есть хорошие мастера по изготовлению. Но их мало. То ли мода своё диктует, то ли спроса нет. Не знаю.

У каждого чунгура своя история и хозяин. Специально для меня ашуг Сакит вместе со своим братом Али сделали именной чунгур. Кстати, многие ашуги дают своим инструментам имена или уменьшительно-ласкательные названия. У моего — имени нет. Но есть память. «Сакитовский подарок», — так и говорю.

Лезги Иви чтит память великого ашуга и до сих пор благодарен ему за инструмент. Изготовление такого — процесс сложный и долгий. При работе используют несколько пород деревьев для разных его частей. Так он лучше звучит. Чунгур Алихана – из тутового и орехового деревьев.

Ашугских дел мастер

Алихан много гастролирует. Любит путешествовать, знакомиться с новыми местами, людьми, обычаями и традициями. Объездил почти всю Россию. Был в Ярославле, Владикавказе, Нальчике, Москве. Представлял Дагестан в Элисте на VI Международном фестивале сказителей «Эпосы мира на земле потомков Джангара». А недавно он вернулся из Астраханской области. Там прошел гала-концерт, посвященный памяти известного казахского ашуга Курмангазы Сагырбаева.

— Казахский инструмент ашуга отличается по верхнему грифу — у них он согнут назад. Вообще, инструменты дагестанских ашугов отличаются от среднеазиатских: по форме, струнам и названию. Чунгур, пандур, саз… Мы, лезгины, играли на трехструнном чунгуре. Потом стали делать четырехструнные, шестиструнные. Чем больше струн, тем больше мелодия схожа с азиатской. И можно играть классику. На малом количестве струн играются более жесткие, темповые, горные песни. И хорошие дагестанские лезгинки. На девяти струнах, например, лезгинку не сыграешь. Кстати, нотного стана у ашугов нет. Это народный стиль. Он больше схож по нотам с гармонью и балабаном. Большинство ашугов играет на слух, — продолжает преподносить мне азы Алихан.

У него чунгур восьмиструнный. И когда на свадьбах просят лезгинку, несколько струн приходится снимать.

— В моем репертуаре преобладают народные песни. Из 26 треков 12 – это лезгинки. Их я заказываю у аранжировщиков. Когда мне нравятся чьи-то стихи, сразу звоню автору и с его разрешения записываю на студиях под живой инструмент чунгур. Предпочтение отдаю патриотическим композициям. Ашугские песни исполняю исключительно на родном, лезгинском языке. У меня есть песня, которую сочинил сам — про Шарвили. Давно её не исполнял, — рассказывает ашуг.

А ещё Алихан актер и режиссер. Секреты актёрского мастерства и режиссуры он перенимал в «Щуке» у своего педагога, известного мастера Михаила Борисова. А ректором института тогда был Владимир Этуш.

Алихан снял фильм в Беларуси под названием «Малая родина». Приступил к съемкам про жизнь лакцев (по притчам о поэте Абуталибе Гафурове из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан»). Ему очень хочется запустить проект и об ашугском искусстве.

Сейчас в Ахтынском районе Алихан собирает материал к выходу нового исторического фильма под названием «Справедливость» (на лезгинском языке). Он пока не хочет раскрывать замысла, ведь не всегда планы совпадают с результатом. Но вкладывает в новый проект все свои силы и время.

А заветная мечта Алихана-актера – сыграть роль правителя Ширвана, крупного лезгинского исторического и государственного деятеля, организатора и руководителя антииранского восстания Хаджи-Давуда Мюшкюрского, в честь которого и назвал свой благотворительный фонд.

Справка:
Родился Алихан Магомедрагимов в Дербенте (хотя корни его из села Миджах Ахтынского района). А жил и рос в с. Авадан. Там же окончил аваданскую среднюю школу им. А. Гасанова. Затем актерское отделение ДГУ. А после — режиссерский факультет театрального института им. Б. Щукина.

Работал актером и режиссером в Лезгинском государственном музыкально-драматическом театре им. С. Стальского.
Снялся в эпизодических ролях фильмов: «Меч», «Яйца судьбы», «Глухарь».

Работает на телеканале «ННТ» редактором программ театрального и лезгинского вещания.

Регина Курбанова

Источник газета «Молодежь Дагестана» http://md-gazeta.ru/news/22330