Необходимо понимание, что Запад, несмотря на многочисленные еще с советских времен пакеты санкций (насчитали более 100 пакетов), относится к ним избирательно. Поставки сырья и энергоносителей из России никогда не прекращались. Более того, именно с открытием новых рынков закупок дешевого сырья и поставки товаров на постсоветском пространстве страны Запада смогли избежать серьезных кризисов. Кроме того, на этом бизнесе они заработали огромные капиталы: речь идет о многих триллионах долларов.
Для США, в частности, стало возможным жить в долг – счетчик госдолга США фактически начался с первого кризиса доллара и энергетического кризиса 1977-1979 гг., и следом СССР был назван «империей зла», которую надо бы разрушить. А за последние 30 лет, с момента развала СССР, госдолг США увеличился в 30(!) раз и в настоящее время превышает 30 триллионов долларов. Государственная экономическая политика США фактически выстроена на печатном станке, банковской и биржевой спекуляции, накачивании деньгами оборонного комплекса и проведении масштабных военных спецопераций по всему миру. США не имеют запаса прочности, банкротство США – вопрос времени, а по оценкам некоторых экспертов, это возможно уже в 2027-2028 гг. Отсюда и нервозность американских политиков, и их попытки подчинить себе целые страны и даже отдельные континенты. Вопрос новых источников ресурсов для США – это вопрос жизни и смерти. Вот и тратят они напечатанные доллары на спецоперации. География – весь земной шар, а Украина всего лишь очередная попытка, – каких были сотни.
Что касается текущих санкций по отношению к России, включая возможное полное прекращение поставок в западные страны энергоносителей, и уже объявленной России тотальной экономической и финансовой войны, то пострадают обе стороны, причем кто больше, это еще надо подсчитать. Тут даже не надо быть экспертом – чем выше база экономики и уровень экономического развития, тем больше обвал экономики и сумма ущерба, тем сильнее падение уровня жизни населения. Готовы ли граждане западных стран к резкому ухудшению достигнутого уровня благосостояния, снижению потребления и качества жизни? Это крайне болезненный процесс, ломка. В состоянии экономической войны Россия как страна с низкой экономической базой и солидными ресурсами, в то же время имеющая диверсифицированную экономику и низкий уровень потребления, выигрывает. Сырьевые товары и энергоносители обладают на мировом рынке высокой ликвидностью, покупатели найдутся. Россия – социальное государство, и социальный минимум для граждан гарантирован.
Для России обратная сторона санкций – ограничения или полный запрет на приобретение высоких технологий, машин, оборудования, продукции микроэлектроники, некоторых групп потребительских товаров. Это тоже крайне болезненная для экономики и населения ситуация. И нет быстрых решений. Но выбор есть всегда: необходимо использовать проблемы и вызовы как возможности. К санкциям мы привыкли, но в случае блокады страны вынуждены будем изменить экономическую политику и модель экономического развития. Согласно «теории зависимости», с чем страна включается в мировые производственные и логистические цепочки, с тем и остается надолго. То есть, впадает в зависимость: глубокая интеграция в мировую экономику с отсталой и сырьевой экономикой может иметь катастрофические последствия. Что, собственно, мы сегодня и наблюдаем. России необходимо выстроить собственную диверсифицированную экономику. Это сложно, долго, но в таком случае у России есть шанс выстроить по-настоящему конкурентоспособную экономику.
Запад будет против любой самостоятельности России. Нацизм никуда не делся – в 1945 году страны Запада вынуждены были признать победу Советского Союза. И в Украину пришел именно англо-саксонский нацизм. Украина, которая никогда в истории не имела государственности, не смогла состояться как государство. Удержать собственными силами огромные «лоскутные» территории не получилось. Англо-саксы – известные колонизаторы и грабители. Их не интересуют государства и народы, их интересуют территории и ресурсы.
Маир Пашаев