49 процентов россиян заявили, что стали меньше пить в пандемию, еще столько же распрощались со сладостями. Об этом сообщили в пресс-службе Роскачества.
На фоне пандемии богатые россияне утратили интерес к ЗОЖ и фитнесу, зато он резко вырос среди людей со средними доходами.
Магазинам здорового питания доверия меньше, зато огромными темпами растут бизнес-сегменты доставки готовых рационов и органической продукции.
МОСКВА, 26 августа 2021 г. – Роскачество опросило более 1000 человек в городах с населением от 100 тыс. человек в восьми Федеральных округах. Выборка репрезентативна населению России. 45% респондентов заявили, что за последний год стали в целом внимательнее относиться к своему здоровью. 24% больше времени проводят на воздухе, а 15% еще и занимаюся спортом.
Половина россиян заявила о сокращении потреблении алкоголя (49%), а также мучного и сладкого (48%). 50% уверяют, что теперь едят больше овощей фруктов.
Проведенный лабораторией СберИндекс анализ трат россиян подтверждает наличие тренда на осознанное потребление и ЗОЖ. Однако непосредственно в потребительском поведении стремление к здоровому образу жизни выражено заметно слабее, чем в высказываниях потребителей. Иными словами, ЗОЖ пока является для россиян неким идеалом, а принятые в обществе модели потребления отличаются невысокой эластичностью и их смена будет происходить постепенно.
При этом идеалы ЗОЖ и осознанного потребления быстрее проникают в среду россиян с невысокими доходами. Так количество клиентов в фитнес-клубах за последние 12 месяцев быстрее росло у массового и молодежного сегментов, чем у VIP-сегмента. Более того, этот тренд наиболее активно развивается в российских регионах, а не в Москве и Санкт-Петербурге. По сравнению с прошлым летом число клиентов, оплачивающих услуги фитнес-клубов в столицах ократилось на 10%, тогда как в других регионах оно выросло почти на две трети.
С другой стороны, именно высокообеспеченные клиенты являются сегментом, который показывает стабильно более высокие темпы роста спроса на спорттовары. Вероятно, это связано с тем, что среди них становятся более популярными индивидуальные тренировки и занятия на открытом воздухе.
По мнению аналитиков СберИндекса, россияне стали реже принимать на веру рекламу торговых точек и сетей, позиционирующих себя, часто без достаточных на то оснований, как магазины здорового питания. Так если рост выручки этой отрасли уже в 2020 году уступал аналогичному показателю в категории «Продуктовые магазины» (30% г/г. против 37,7% г/г.), то по итогам первого полугодия 2021 года отставание стало еще заметнее (6,1% г/г. против 25%).
Это может быть связано с тем, что сегмент «здоровой еды» сейчас представлен в большинстве торговых сетей и там он выделен отдельно, тогда как в специализированных магазинах «правильного питания» весь ассортимент по умолчанию считается «правильным», отличаясь от аналогичной продукции конкурентов лишь ценником. Если говорить о действительно модных трендах в сфере питания, то следует отметить растущий впечатляющими темпами сегмент доставки готовых рационов (+76,4% в первом полугодии 2021 г. к аналогичному периоду 2020 г.). Его популярность, вероятно, связана с опциями настройки под предпочтения клиента и особенности его диетического плана.
На фоне снижения потребительского интереса к продавцам так называемой «здоровой» продукции заметен коммерческий успех предприятий, внесенных в официальный реестр Минсельхоза как производители органики.
По данным СберИндекса, эти предприятия зачастую растут быстрее рынка. Так вошедшие в список Минсельхоза предприятия, специализирующиеся на разведении молочного крупного рогатого скота и производстве сырого молока, увеличили оптовые продажи в первой половине 2021 года по сравнению с аналогичным периодом двухлетней давности на 411%, а не вошедшие в реестр предприятия аналогичного профиля – всего на 33%. Оборот предприятий категории «Смешанное сельское хозяйство» из реестра Минсельхоза вырос на 240%, тогда как в целом по соответствующей отрасли обороты выросли на 42%.
Детали исследования в графиках и пояснениях – здесь.
«Лезги Газет»