Наиб-строитель Закарья Нахибашев

К 215-ТИ ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАКАРЬИ НАХИБАШЕВА.

«Судьбы предков должны стать уроком будущих поколений, чтобы они могли понять настоящее. Ведь прошлое содержит в себе скрытое предсказание будущего»,— писал художник Халилбек Мусаясул в своей книге «Страна последних рыцарей». Эти слова по праву можно отнести к Закарье Нахибашеву, участнику Кавказской войны, Наибу, строителю, да и просто незаурядной личности.

Родился Нахибашев в селении Чох Андалалаского общества в 1805 году( по другим данным в 1824 г.) в семье узденов Муртазали и Сахиб. Учился в примечетской школе. Позже примкнул к войску народно-освободительного движения Имама Шамиля. Здесь проявился его талант строителя укреплений, дорог и мостов;  «В 1857 году замок Ахульго подвергся нападению русских, писал полковник из Согратля — Багаудин Хурш,  – и тогда выяснилось,я то он, как опорный пункт, не отвечает своему назначению. Поэтому, в том же году было приступлено к его переустройству по планам, выработанным самим Шамилем, и под непосредственным руководством Наиба-инженера — Закарьи Чохского».

А вот другое свидетельство инженерного таланта Закарьи. «Гергебиль. 1843 год. Осада крепости, — отмечал турецкий историк Тарик Гезтепе, — где закрепился царский гарнизон, совершенно не входила в планы Имама. Однако, простреленное открытое пространство, через которое можно было подойти поближе и вступить в рукопашную схватку, по-прежнему контролировалось осажденными. В этих условиях неоценимую услугу имаму отказал его наиб Закарья Чохский. Чтобы преодолеть препятствие , Шамиль по его совету велел наступать под прикрытием деревьев, росших на берегу местной речки. Стремясь дойти до непокорной крепости на расстоянии длины сабли, дагестанские воины завалили деревья, и , толкая их перед собой в качестве прикрытия, вскоре оказались не стен Гергебильской крепости. таким образом, инженер от природы Закарья преподал урок царским фортификаторам, и нащупав слабое место, помог осаждающим войти в непреступную крепость».

По воспоминаниям современников, Закарья был ловким и искусным человеком на все практические дела. У Шамиля он был начальником инженерной и артиллерийской части и с изумительной изворотливостью самоучки, без всяких технических средств возводил ему укрепления…».

Талант Закарьи был задействован в возведении укреплённых завалов на Гунибе, последней крепости Шамиля в августе 1859 года. «Отсюда, – вспоминал немец Теодор Горшельт, находясь в составе царских войск, окруживших гору Гуниб, – можно было совершенно ясно рассмотреть позицию Шамиля, и нужно признаться, что она была выбрана хорошо». Здесь закончилась военная эпопея имама, Закарья «взят в плен в Гунибе, рядом с Шамилем, отчаянно защищая его до последней минуты…»,– говорил  писатель Павленко.

После гунибских событий, находясь в Темир-Хан-Шуре, Шамиль, ценивший инженерные заслуги Закарьи будет рекомендовать его лейтенанту Лазареву, назначенному в 1859 году военным начальником Среднего Дагестана в Гуниб. В следующем 1860 году Закарья  назначается руководителем строительства Шуринско-Гунибской дороги, где блестяще проявляются его организаторские и инженерные способности– в конце 1861 года она награждается серебряной медалью «За усердие».

Уже после окончания Кавказской войны Закарья, будучи Андалаласким наибом, был приглашен старейшинами Гергебиля для руководства проведения Канала из Хаджал-мвхи для орошения безводной равнины Абухны, где выращенный там сад, многие называют Наибским.

Кроме того, «его настойчивыми заботами и его тонкой опытностью в деле горных путей была проведена не одна удобная дорога ,через такие непроходимые ущелья  и недоступные  кручи, куда недавно ещё не отваживались спускаться самые бесстрашные горские пастухи».

Архивные документы свидетельствуют, что в 1863-1869 гг. Закарья служил Куядинским наибом, в 1869-1874 гг. – Андалаласким. Будучи  Анцухо-Капучинским и Бохнадальским наибом в 1878-1887 гг., Закарья задействован в строительстве сложнейшего участка Аваро-Кахетинской дороги. « Наиб Закария — личность замечательная в Дагестане, – писал Е.Марков, путешествующий по Дагестану и встречавшийся с Наибом. – это богатырь, каких мало встретишь даже в этой стране непочатый  силы. Огромного роста, с могучими плечами , с высокой белой папахой на голове , с темноокрашенной бородой и проницательным огнем своих умных черных глаз, он напоминал своей величественной осанкой Шамиля , которого долго служил любимым мюридом. Он кажется, без труда расколол бы надвое коня и всадника своей кривой шашкой, что видала виды на своем веку. Трудно не повиноваться этому грозному властительному взгляду, этой подавляющей силе мышц, этому исполинскому росту…».

В народе сохранился рассказ о посещении Дагестана, в частности Гуниба, в 1871 году  царем Александром || , который пожелал увидеть Наиба, о котором был наслышан в дороге. Закарья собирался совершать намаз, когда к нему прибыли посыльные, которым он сказал: «Пусть подождёт, Есть падишах главнее него». Монарх разрешил ему носить на черкеске зелёный кант инженера «в ознаменование его инженерных талантов», а также пожаловал ему денежную награду и золотые часы.

В Чохе Наиб построил огромный домом, который по сей день является одной из главных достопримечательностей селения. В 1986 году во время съёмок художественного фильма « Сказания о храбром Хочбаре», именно этот дом «играл роль» ханского дворца в Хунзахе. Параллельно в домом в селении велось строительство мечети, в котором Закарья сам принимал активное участие.
На каменной плите , установленной над домом, была высечена надпись, в которой , в частности, говорилось:«… Обращаюсь к вам, наследники мои, молитесь за меня Аллаху, чтобы он очистил меня от грехов. Молитесь каждый раз, когда проходите эти ворота. Это мое вам  поручение».

У Наиба была большая семья: четыре жены( две из Чоха, из Кикуни и Тляраты), от которых родилось 6 сыновей и 6 дочерей. Среди его детей стоит отметить старшего Муртазали, служившего в Собственном Его Императорского Величества конвое. Тажудин – Георгиевский кавалер, участник русско-японской войны в 1904-1905 гг. – и Загид геройски погибли в первую мировую войну, Джамалудин, также как и отец стал известным дорожником, в доме младшего Магомеда, в августе 1928 года 10 дней гостил всероссийский староста М.Калинин.

Целый ряд представителей рода Нахибашевых записаны в славную историю Дагестана. Это известный оружейник Давудила, дочь которого Хабибаит была замужем за Гази-Мухаммедом, сыном имама Шамиля; Гаджи-Али, верный сподвижник Шамиля , автор книги «Сказание очевидца о Шамиле»; командир Дагестанского конного полка Алтай Нахибашев; министры Дагестана Муслим и Гасан Нахибашевы; один из руководителей строительства канала имени Октябрьской революции Абдула Нахибашев. К роду Нахибашевых относятся известный печатник, меценат Магомед-Мирза Мавраев и полковник императорской Российской армии Даниял Мавраев, успешные предприниматели братья Макаевы. За рубежом прославились маршал Турции Мухаммад-Фазиль-паша и его сын генерал Ирака Гази-Дагестани. Сегодня традиции своих славных предков продолжает ученый и общественный деятель, доктор исторических  наук, профессор Закарья Нахибашев.

Абдулжелилов Гасангусейн, Председатель Фонда патриотического воспитания молодёжи имени генерал-полковника М.  Танкаева