В социальных сетях появился фейковый ролик и отдельных СМИ – острые статьи, в которых злобно критикуется руководитель Дагестана Сергей Алимович Меликов. Такие скандальные лживые материалы не появляются из ниоткуда или из-за добрых побуждений их авторов. Мало верится тому, что какой-то московский блогер, журналист горит желанием видеть Дагестан процветающей республикой и рискнет ввязаться в борьбу с «коррумпированным» руководством за счастье простых дагестанцев. Ему, привыкшему к большим гонорарам, наплевать на наши с вами проблемы, если на кону «хорошие» деньги.
Обычно за такими публикациями скрываются неправедного поведения состоятельные люди, заинтересованные в распространении подобной негативной информации. Им тоже наплевать на наши нужды, они «воюют» за свои собственные корыстные интересы, за свое благодатное место под солнцем, на которое все остальные смотрят с завистью. Для этого, считают они, подходят любые способы борьбы, лучше всех – современные, пришедшие к нам с Запада: в глазах людей сам остаешься «чистым», и противник будет повержен. Например, черный пиар – самое эффективное оружие нападения современности, действующее на массовое сознание человека. Правда, оружие это иезуитское.
Участившиеся в последнее время фейковые публикации в интернете о руководителе республики – это и есть черный пиар. Это – злобная попытка дискредитировать его в год важнейших выборов, когда правящая партия, которую представляет С. Меликов, нуждается в повышении своего рейтинга.
Эти публикации – чистейшей воды грязная ложь, хорошо проплаченный заказ.
Исполнители заказа и распространители фейка – опытные «профессионалы-чернопиарщики», разбирающиеся в правилах и технологиях ведения информационной войны. Виден почерк «московской школы» черного пиара. Работа – дорогостоящая.
Такую же войну, такими же методами, как нынче, вели недавно и против Владимира Васильева с самого начала его деятельности в Дагестане. Честные блогеры, аналитики отмечали тогда, что «Дагестанские кланы объявили войну Васильеву», называли лживые публикации «бессовестными манипуляциями общественным мнением».
Судя по всему, и в том и другом случае бенефициарами черного пиара являются одни и те же персоны: коррупционеры, отлученные от «дела».
Владимиру Абдуалиевичу, перед которым стояла задача очистить непростой регион от коррупции, нейтрализовать негативное влияние кланов, вернуть порядок и законность, удалось многое. Но, похоже, что окончательно подавить негативные силы, тормозящие развитие республики, скажем прямо: сломать хребет корыстным кланам, выкорчевать коррупцию не успел. Однако хорошую основу для этого он подготовил.
Сергей Алимович продолжает модернизировать политическую систему республики. У него своя кадровая политика. Стиль его работы, на мой взгляд, несколько отличается от методов предыдущего руководителя, но цель одна и та же: Дагестан – без коррупции, Дагестан – благополучный, комфортный для жизни. А это означает связать руки коррупционерам, привыкшим жить красиво, в роскоши за счет воруемых из бюджета денег, взяток. Честным трудом получать высокие доходы они не умеют, а жить красиво хочется.
С уходом Васильева те надеялись, что его место займет «свой человек». Зря, что ли, столько старались, тратились? А пришел такой же, как и Васильев, который всю жизнь боролся с преступностью, в т. ч. и в Дагестане, и с которым договариваться «по понятиям» невозможно – у Сергея Меликова незапятнанная репутация. Вот и продолжается информационная война против руководителя республики, чтобы формировать к нему негативное отношение со стороны населения. По сути это информационная война против Дагестана и дагестанцев: рисуют ведь отрицательный образ в целом нашей республики.
Чернопиарщики, выполняя заказ, пытаются внушить дагестанцам, что во всем негативном, что происходит в Дагестане, виноват С. Меликов. Ни одного доказательства. Одни интерпретации фактов, предположения, подаваемые как свершившееся, домысли, прямая анонимная ложь. Они рассчитывают на скептическое отношение наших людей к официальной информации, когда даже откровенно лживым сообщениям в соцсетях верят легко, без доказательств.
В одной из фейковых публикаций в известном московском интернет-издании, тиражированной в печатном СМИ, пытаются убедить нас в том, что «при Сергее Меликове коррупция в Дагестане еще больше пошла в гору». При этом, как сказано выше, ни один факт в подтверждение своих слов не приводится. А вот, честные оппозиционно настроенные серьезные политологи, которым дагестанцы доверяют, в неофициальных источниках отмечают снижение общего уровня коррупции в республике.
Мы помним еще те времена, когда коррупция свирепствовала. Бессовестно «брали» и «давали». Об этом говорили на каждом углу и знали все. Тогда за какую должность, персонально с кого и сколько взяли, кто посредник, тут же становилось известно всем. Так, Дагестан продолжительное время возглавлял список коррумпированных регионов России. Добропорядочным дагестанцам становилось обидно за республику.
Серьезный удар по коррупции был нанесен при Владимире Васильеве. Но и тогда на низовом уровне продолжали воровать и брать взятки, будто ничего не происходит.
Воровство, мздоимство имеются и сегодня, но, что «берут» за назначения на высокие государственные должности, депутатство, как это было раньше – бред. По словам министра внутренних дел Магомеда Абдурашидова, средний размер взятки составляет 400 тыс. рублей. Сегодня Дагестан не входит даже в десятку самых коррумпированных регионов. Так что, говорить «при Сергее Меликове коррупция в Дагестане еще больше пошла в гору» грешно.
Коррупция возникла еще в древности с возникновением государства, существует и сегодня во всех странах мира, но ее уровни и масштабы разные. Ее не искоренишь, пока люди будут крепко придерживаться жизненного правила «ты мне – я тебе».
В тех странах, где оно, это правило, с развитием гражданского общества ослабло или вовсе исчезло, коррупция опустилась на такой низкий уровень, что каждый ее случай воспринимается как сенсация. Она не угрожает национальной безопасности страны. Для сравнения. В Германии за 2019 год выявлено всего 5428 фактов коррупции, 1116 человек брали взятки и 1423 – их давали. Немцы деньги дают редко, в основном – услугами: пригласил чиновника в ресторан, или подарил ему билет на концерт либо бытовую электронику, велосипед – это взятка, уголовное дело. Берут и по крупному. Правда, в единичных случаях.
В Норвегии, считающейся чистой от коррупции страной, где так же, как у нас, много нефти и газа, где минимальный размер пенсии равен нашим 85 тыс. рублям в месяц, тоже берут. Хотя и редко, но берут. В этой стране борьба с мздоимством интересная. Там по коррупции бьют гражданской активностью: информирование о случаях коррупции считается гражданским долгом каждого норвежца. Информируют. Не сложно и доказывать. В этой стране на сайте местной налоговой службы в открытом доступе находятся все данные о доходах и банковском счете каждого гражданина. Норвежцам это не нравится. Но борьба с коррупцией важнее. Это они понимают. Понимают также и свою гражданскую ответственность. О каждом вызывающем подозрении случае сообщают в полицию. Сравнивают. Если покупка или строительство роскошного дома, приобретение дорогостоящего автомобиля не соответствует твоим доходам, придется объясниться в полиции.
Это все я говорю к тому, что в наших сегодняшних реалиях успешно бороться с коррупцией очень трудно, очистить от нее отдельно взятый регион – Дагестан – при нашей гражданской пассивности невозможно. Но снизить ее уровень чрезвычайно нужно и можно.
В том, что после «добровольно-принудительной» отставки Р. Абдулатипова и громких «посадок» в республике продолжают брать взятки, Васильев и Меликов не виноваты. (Впрочем, кто умеет читать между строк, тот меня прекрасно понимает). Кстати говоря, за последние 10 лет 15 губернаторов стали фигурантами уголовных дел, привлечены к ответственности. Но, ни один из этих регионов не стал чистым от коррупции. Так что, жесткая борьба с мздоимством в стране ведется, а желание ряда чиновников «брать», продвигать по службе своих родственников остается неодолимым.
Послушайте, воруют и берут взятки, даже тогда, когда знают, что рано или поздно поймают: надеются на откуп. Поэтому, помимо контроля со стороны власти, нужен еще народный контроль, как у норвежцев, «прозрачность» во всем. То есть, мы все должны участвовать в борьбе с коррупцией, в наведении порядка в своей республике. Взятки ж даем мы и мы же скрываем этот факт от правоохранителей, которых потом обвиняем в бездействии и взяточничестве.
В одной из недавних фейковых публикаций говорится: «проблемы здравоохранения в республике как не решались системно, так и не решаются при нынешнем врио главы Дагестана Сергее Меликове», уровень летальности от Covid-19 в Дагестане сегодня составляет 4,51%, что более чем в 2,5 раза превышает аналогичный показатель, в 1,7%, в среднем по стране. При этом в республике развернуто всего 1017 коек для коронавирусных пациентов, хотя среднесуточная госпитализация стабильно держится на уровне 70-75 человек». Это откровенная, наглая ложь.
А правда такова. По сообщению Федерального информационного ресурса Правительства РФ, в Дагестане на 1 апреля за сутки выявлено 44 новых зараженных коронавирусом, 48 больных выздоровело и один человек, к сожалению, скончался. Всего с начала пандемии в Дагестане заболело 31 050 человек. Где же тут «4,51% летальности, что более чем в 2,5 раза превышает аналогичный показатель, в 1,7%, в среднем по стране»?
Раньше она, действительно, была высокой, а сегодня, как свидетельствуют факты, летальность от Covid-19 в Дагестане одна из самых низких в стране. Это результат самоотверженного труда наших врачей, усилий Минздрава РД, помощи Правительства России. Но не хотят видеть это наши «правдолюбы». Им нужна другая, самими придуманная «правда».
О чем тут говорить, когда действия руководителя, с радостью воспринимаемые населением, чернопиарщики интерпретируют и преподносят как факты негативные. Решительные меры по укреплению исполнительской дисциплины чиновников, должного порядка в государственных учреждениях и контроль над деятельностью министерств и ведомств называют «максимумом усилий генерал-губернатора, в 2016-2019 гг. занимавшего пост 1-го зама главкома Росгвардии, установить во вверенном ему субъекте федерации казарменные порядки и заставить всех ходить строем», устраивая публичные порки подчиненным». Далее заявляют: «И это в столь сложном с многих точек зрения регионе, где уровень коррупции зашкаливал при всех правителях. Где те, кто ворует и у кого воруют, зачастую являются ближайшими родственниками». Подменяют понятия и получается так, что по мнению авторов клеветнических сочинений, дисциплина и контроль исключительно мешают борьбе с коррупцией и клановостью в республике и «неминуемо парализуют управленческую систему и вслед за ней и жизнедеятельность всего региона». Видите, как «опасны» для республики контроль, крепкая дисциплина и порядок. Повышаешь требовательность, контроль, строго будешь спрашивать с нарушителей – «коррупция будет зашкаливать». Так что ли? А мы думали иначе.
Читаешь далее фейки и удивляешься. Оказывается, руководитель Дагестана «не правильно делает», проведя «чистку кадров». Значит, не надо обновлять управленческую команду? Так, что ли? Но, оказывается, он «виноват» и тогда, когда на должностях сохраняет старые опытные кадры, которые за продолжительное время работы в
госорганах ничем себя не запятнали, назначает новых людей, в которых уверен, что те воровать не будут, и достигнут успеха. Нельзя: «Они ставленники Главы».
Еще один пример манипуляции массовым сознанием – подмена понятий с целью дискредитации руководителя республики. В нынешнем году по национальному проекту на развитие здравоохранения республики, которое до прихода В. Васильева, оказалось разгромленным, из федерального бюджета выделено более 2,6 млрд. рублей. До 2024 года на здравоохранение Дагестана выделят более 20 млрд. рублей. С. Меликов попросил еще больше. Эту просьбу удовлетворили. В результате в нашей республике появится современный онкологический центр стоимостью 14 млрд. рублей, клиники получат новейшее оборудование для лечения сердечно- сосудистых заболеваний, исчезнет дефицит врачей. Меликов просит деньги на развитие всех сфер республики. Его предложения находят понимание в федеральном центре. Его действия приветствует население республики. Кроме чернопиарщиков, перед которыми стоит задача: любой ценой дискредитировать руководителя Дагестана.
Они пытаются нарисовать и внедрить в сознание людей отрицательный образ руководителя даже в тех случаях, когда можно гордиться таким лидером и всенародно его поддерживать. Но злопыхатели заявляют: «Пока, вместо того чтобы решать конкретные проблемы, Меликов занимается созданием имиджевых проектов, которые, естественно, требуют больших вложений из федерального бюджета. Действует врио по принципу «чем больше денег, тем выше его рейтинг». Поэтому и не стесняется просить дополнительные средства на поддержку медицины в Дагестане». Честное слово, смешно. И еще, подозрительно объявляют: «Без устранения системных пробелов в дагестанском здравоохранении деньги, выделяемые на его поддержку, могут быть в очередной раз потрачены неэффективно или просто разворованы». Еще больше смешно. Значит, волков бояться в лес не ходить?
Скажите, пожалуйста, можно ли без денег построить больницы, оснастить клиники современным дорогостоящим импортным оборудованием, повысить зарплаты (считаю приоритетом) медработникам, да и «устранить системные пробелы» тоже? Нет, конечно, это невозможно.
Что касается «действует по принципу «чем больше денег, тем выше его рейтинг». Это вредная демагогия, которой верить вообще нельзя. Дагестан всегда нуждался в помощи России, нуждается и сегодня в помощи своего государства. Российская Федерация – это ведь наше общее, единое государство. У кого же еще просить, кому сообщить о своих проблемах? Россия никогда не отказывала дагестанцам в помощи, не отказывает и сегодня. Вспомните поездку делегации горцев Дагестана в тяжелейшие первые годы советской власти к главе государства В. И. Ленину. В те же 20-ые годы председатель ДагЦИК Нажмудин Самурский часто ездил в Москву просить деньги для строительства мостов, дорог, школ, больниц, много времени проводил в столице, решая проблемы Дагестана. В наркоматах его в шутку называли «самый большой мешочник России» и никогда в помощи не отказывали.
Для сведения. Объекты водоснабжения и водоотведения, линии электропередач были построены в 60-70- годы, с тех пор не видели капитального ремонта. А канал им. Октябрьской революции (КОР), обеспечивающий водой полреспублики вместе с Махачкалой, был построен в начале 20-х годов прошлого века, за неполных 3 года (1921-23 гг.). Сто лет назад. Дагестан гордился этой первой всенародной стройкой в СССР, в субботниках которой принимали участие до 5000 человек. А сегодня он оказался загрязнен и находится в крайне запущенном состоянии. Отсюда и вспышки инфекции.
Объекты настолько обветшали, что отсутствие аварий и вспышек инфекции в аномальных погодных условиях, какие мы пережили, смотрелось бы как маленькое чудо.
За 30 постсоветских лет руководство демократического Дагестана не смогло решить эту проблему. А Сергей Меликов во главе республики полгода. Всего полгода.
Сегодня он поднимает перед федеральным центром все актуальные проблемы социально-экономического развития региона, в т. ч. такие вопросы жизнеобеспечения, как водоснабжение и водоотведение, энерго- и газообеспечение, строительство дорог и социальных объектов, проблемы здравоохранения и образования.
Как мы помним, они были озвучены во время встречи Сергея Меликова, сенаторов от республики, заместителя спикера СФ Ильяса Умаханова и Члена Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Сулеймана Керимова с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко в рамках Дней Дагестана в Совете Федерации Федерального Собрания России.
Это событие, состоявшееся по инициативе руководителя региона, думаю, войдет в историю республики как начало возрождения Дагестана. Стратегически важный регион, обладающий высоким, но не используемым экономическим потенциалом, может сделать мощный рывок в своем развитии, сравнимый с успехами в лучшие советские годы. Способствовать этому будут в т. ч. и частные инвестиции, в первую очередь Сулеймана Керимова, который полон решимости помочь родному Дагестану.
Появилась надежда на возрождение республики. Есть понимание и поддержка в федеральном центре, о чем свидетельствует Постановление Совета Федерации о мощной государственной поддержке Дагестана, сумма которой может превысить 50 млрд. рублей.
Однако есть скептики, сомневающиеся в успехе, те же заказчики фейков. Манипулируя массовым сознанием, создавая и тиражируя псевдокомпрамат, они пытаются вменить в вину С. Меликову все, что угодно. Например, в конкретной обсуждаемой проблеме подменяют понятие ее главной причины – недостаточное финансирование на выгодное для себя понятие – воровство бюджетных денег. Тем самым пытаются внушить людям ложную мысль: «виновато руководство республики». А потом провокационно предупреждают: «Одно ясно – чаша терпения дагестанцев переполнена настолько, что одно неверное действие со стороны врио главы Дагестана или любого из его ставленников может привести к массовым протестам». Хотя абсолютное большинство дагестанцев поддерживают Сергея Меликова и понимают, что глубоко укоренившиеся десятилетиями тяжелые проблемы за полгода решить никто не способен. Для этого нужны годы и годы. И много денег. И от ошибок никто не застрахован.
В этих условиях нам всем, оказавшимся под постоянным воздействием манипуляций, черного пиара, стоит не торопиться поверить фейкам. Сначала проанализировать их критически, а потом решить: верить или не верить. Только так мы сможем защитить свое сознание от манипуляций, черного пиара, откуда бы они ни исходили.
Абдулафис Исмаилов, собственный корреспондент «Лезги газет»