ДПО ориентируется не на базовое образование, а на создание системы профессионального сопровождения работников сельского хозяйства

Интервью с ректором Дагестанского института повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса РД  Байбулатовым Таслим Султанбековичем.

  • Таслим Султанбекович, расскажите, пожалуйста, про институт, его функции и значение для сельскохозяйственной сферы региона.

Институт является правопреемником Дагестанской школы управления агропромышленного комплекса Республики Дагестан. Он выполняет функции учебного, методического, научного и консультационного центра в системе дополнительного профессионального образования АПК республики. Учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность со сроком «бессрочно». В институте реализуется более 25 программ повышения квалификации с выдачей удостоверения, такие как: «Организация и функционирование крестьянских (фермерских хозяйств)», «Менеджмент в АПК», «Инновационная деятельность и управление аграрным бизнесом в системе развития сельских территорий», «Контрактная система в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд», «Органическое растениеводство. Эффективность  применения», и профессиональной переподготовке «Агротехнология тепличного хозяйства: производство продукции растениеводства в защищенном грунте», «Бухгалтерский учет в АПК с применением «1-С Бухгалтерия», «Селекция в племенном животноводстве», «Охрана труда в АПК», «Точное земледелие» с выдачей диплома и многие другие.

Институт также имеет достаточно развитую производственную базу и занимает площадь около 0,6 га, в том числе учебный корпус , учебные аудитории – площадью 1066м2 .

В институте работают 3 доктора наук, 4 кандидата наук и другие высококвалифицированные специалисты. При необходимости приглашаем с других вузов, регионов, вплоть из Москвы.

  • Кто может получить дополнительное образование? И для чего необходимо повышение квалификации?

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющим условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Кроме того, ДПО дает возможность совершенствовать имеющиеся и получение новых компетенций, их использование и применение  непосредственно на практике, приобретение знаний о новых процессах и технических достижениях, улучшение качественных и количественных показателей проделанной работы, стремление повысить производительность труда и эффективность персонала, адаптация к изменившимся условиям производства и многое другое.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, т.е. программ повышения квалификации или программ профессиональной переподготовки.

Получить его могут лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование на бесплатной основе за счет субсидий, выделяемых на выполнение госзадания учредителем Министерством сельского хозяйства России.

  • В чем заключаются особенности развития дополнительного профессионального образования в области сельского хозяйства?

Специфика организации и проведение курсов дополнительного профессионального образования в сфере аграрного производства состоит в том, что при планировании учебного процесса приходится брать в расчет сезонность сельскохозяйственных работ.

Кроме того, что сегодня все предприятия на селе стали либо акционерными обществами, либо имеют статус индивидуального предпринимателя, крестьянско-фермерского хозяйства, сельскохозяйственного кооператива и руководители  сельскохозяйственных предприятий не в полной мере осознают значимость повышения квалификации. Зачастую они полагают, что знаний, полученных в техникуме или в институте, для работы достаточно.

Все это на фоне недостаточной мотивации сельских специалистов к  использованию новшеств, отсутствия связи между производителями и потребителями образовательных услуг привело к тому, что система повышения квалификации стала давать сбой, нарушился отлаженный механизм движения слушателей к повышению квалификации. Формально, органы управления продолжают выполнять функции по приглашению на курсы по повышению квалификации, но живого отклика работодателей уже нет.

  • Для работы в сельскохозяйственных организациях хватает вузовского курса или базового профессионального образования?

Большая часть руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций и предприятий получили образование в иных политических и экономических условиях и в настоящее время их знание оказались недостаточными и  не могут отвечать современным требованиям.

Образовательные учреждения высшего и профессионального аграрного образования, как правило, дают своим выпускникам базовые знания, которые требуют развития, пополнения и постоянной адаптации к практическому производству, а они в значительной степени устаревают и становятся неприемлемы в новых производственных условиях.

Учеными установлено, что через каждые 10 лет 80% используемые сегодня технологии устаревают, поэтому нужны новые подходы, новые идеи.

ДИПКК сейчас работает над созданием системы профессионального сопровождения работников сельского хозяйства, т.е. институт ориентируется не на базовое образование, а непосредственно на производственную деятельность в реальных условиях. Суть замысла в том, чтобы комплексом системных мероприятий убедить тружеников села работать над собой, повышать уровень профессионализма на протяжении всей своей деятельности. И для этого необходимо знать каждого специалиста и работать с ним индивидуально, учитывая его способности , уровень подготовки и другие профессиональные и личные качества.

В жизни зачастую происходит так: приехали сельчане на форум, увидели новую технику, познакомились с современной технологией и загорелись идеей – надо внедрять! А дома рутина затянула, потом что-то начал делать – не получается и пропал интерес до следующей выставки. Чтобы не возникали подобные ситуации, предполагается системное сопровождение специалиста: повышение квалификации, последовательное участие на протяжении определенного периода в тематических семинарах при постоянном консультационно-информационном сопровождении. Если этот комплекс мероприятий осознанно и грамотно выстроить, то каждый работник, каждый специалист или руководитель будет на глазах у системы ДПО, которое сумеет помочь ему осваивать новинки. Возникла проблема – на помощь придет консультационная служба. Такой подход должен кардинально изменить ситуацию с непрерывным образованием в системе ДПО.

  • Обязательно ли необходимо повышение квалификации. Какими директивными документами регламентируется прохождение обучения сельских специалистов?

Суть курсов повышения квалификации в том, чтоб работник смог подтвердить свой профессиональный уровень, либо подтянуть знания. Для этого Министерство труда и занятости РФ внедрило профессиональные стандарты. Образно говоря, профстандарты – это свод предписаний, где перечислены все требования по подготовке специалиста, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Проходить курсы повышения квалификации обязаны все работники аграрного сектора, вне зависимости от форм хозяйствования раз в 3 года. Это регламентируется ТК РФ – ст.195 ч.1; ст.196 ч.4; Федеральным законом РФ от 29.122012г. № 273, ст.60 п.7; Постановление Правительства РФ от 15.08.2013г. № 706; Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013г. № 148 Н и многими другими приказами Министерства образования РФ.

К сожалению, ситуация с прохождением курсов повышения квалификации в нашей республике очень неважная. В течение трех лет такие районы как Гумбетовский, Новолакский, Дахадаевский, Тляратинский, Цунтинский, Чародинский, Шамильский не направили на повышение своего профессионального уровня ни одного специалиста. Несмотря на все усилия на уровне заместителя Председателя Правительства РД, Министра сельского хозяйства и продовольствия РД и старания нашего института, привлечь специалистов сельского хозяйства на курсы повышения квалификации в полной мере не удается. Многие главы районных администраций не уделяют этим вопросам должного внимания.

Хочется надеяться, что работники агропромышленного комплекса нашей республики проявят сознательность и будут повышать свой профессиональный уровень в соответствии с установленными нормативами. Только при устойчивом повышении своей квалификации будут расти урожайность на наших полях и садах, будет увеличен приплод, и поднимутся  другие показатели сельскохозяйственного производства.

  • Решает ли институт кадровый вопрос в республике?

В Республике Дагестан аграрный сектор экономики является системообразующим, определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень населения республики.

Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет около 18%, в ней занято до 30% экономического активного населения и сконцентрировано более 12%  основных фондов. В его состав входят более 800 сельскохозяйственных формирований различных организационно-правовых форм собственности, свыше 11,5 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств и около 437 тыс. личных подсобных хозяйств населения (по данным Минсельхозпрод РД), руководители которых должны повышать свою квалификацию.

Хочется отметить, что ФГБОУ ДПО «Дагестанский институт повышения квалификации кадров АПК» является единственным институтом дополнительного профессионального образования  не только в республике, но и в Северо-Кавказском Федеральном округе. Особенно это актуально в настоящее время, когда в России идут процессы обновления и внедрения новых технологий, производства органической продукции, развитие экспортного потенциала предприятий АПК и повышения конкурентноспособности  сельскохозяйственной продукции.

«Лезги газет»                         

Подпишитесь на наши каналы:

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Новости партнеров