Круглый стол «Интеграция науки, образования и производства как основа инновационного развития экономики региона» с участием представителей профильных предприятий и организаций прошел сегодня, 22 декабря, в Дагестанском государственном техническом университете. Об этом сообщили в пресс-службе ДГТУ.
В рамках встречи в фойе ректората вуза была развернута экспозиция, на которой все желающие могли ознакомиться с разработками сотрудников, аспирантов и студентов технического университета, а также продукцией предприятий и организаций РД, принимающих участие в мероприятии.
Открыл рабочее заседание ректор ДГТУ Нурмагомед Суракатов. Обозначив задачу, поставленную Президентом РФ Владимиром Путиным, перед высшими учебными заведениями по повышению качества подготовки инженерных кадров, ставшей одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства, глава вуза отметил, что для достижения поставленной цели необходима полная интеграция науки, образования и производства.
В своем докладе «Инженерное образование в регионе: проблемы и перспективы развития» ректор затронул основные проблемы развития инженерного образования, отметив, что на сегодняшний день серьезный дефицит кадров высокой квалификации наблюдается практически во всех отраслях промышленного сектора республики, в то время как с ростом инвестиций в сферу высокотехнологичного и наукоемкого труда потребность в инженерах новой формации увеличивается.
«В такой ситуации, мы считаем, что основной задачей технического университета является поднятие престижа инженерного образования в республике, подготовка квалифицированных кадров заточенных под реальные нужды промышленности», — отметил Нурмагомед Суракатов.
По мнению главы вуза, стратегия развития инженерного образования должна быть четко выстроена в нескольких плоскостях и вестись одновременно. Одним из таких векторов развития является привлечение внимания и интереса будущих абитуриентов к инженерной, научной и технической деятельности, которая должна начинаться еще со школьной скамьи. Рассказав о положительном опыте работы университета в этом направлении и результатах, которых удалось достигнуть, ректор призвал присутствующих принять непосредственное участие и внести свои предложения в разработку проекта выстраивания индивидуальной траектории непрерывного образования по схеме «школа – вуз – предприятие: «Я сегодня в прениях хотел бы услышать ваше мнение по данному вопросу, если есть заинтересованные лица, мы готовы совместно с вами работать над разработкой и главное реализацией проекта».
Еще одной проблемой, по словам руководителя вуза, стоящей сегодня перед высшим образованием, является оторванность учебного процесса от реального сектора промышленности и проблема трудоустройства выпускников.
«Учитывая особенности рынка, Дагестанский государственный технический университет уделяет приоритетное внимание поддержке своих выпускников и содействие их трудоустройству, которое является одним из важнейших критериев эффективности работы вуза, индикатором при выборе для родителей и абитуриентов. Мы стараемся, чтобы наши студенты как можно больше общались со специалистами и своими будущими работодателями – через проведение различных мастер-классов, ярмарок выпускников, встреч с работодателями, участие в конкурсах и олимпиадах. Кроме того, вуз практикует заключение соглашений о сотрудничестве с профильными предприятиями и организациями республики, которых на сегодняшний день более двухсот».
В завершение выступления глава вуза отметил, что ДГТУ открыт к сотрудничеству и готов рассматривать все выдвинутые предложения по стратегии развития интеграции образования с промышленностью.
Основные направления и формы сотрудничества ДГТУ с предприятиями республики в области научно-исследовательских работ и инноваций обозначил и.о. проектора по НиИД ДГТУ Гамид Ирзаев. Обозначив, что для дальнейшего развития промышленности в регионе требуется высокий уровень кооперации между промышленными предприятиями и научно-образовательными учреждениями он предложил следующие направления сотрудничества: заключение хоз. договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу предприятий, создание совместных лабораторий на базе вуза, создание творческих коллективов с проектным управлением на принципах взаимовыгодного партнерства, заключение лицензионных соглашений-договоров о передаче патентных прав на изобретение полезных моделей, промышленных образцов университетами предприятиям для дальнейшего использования последних по своему усмотрению, проведение совместных научно-технических семинаров по приоритетным направлениям развития с учетом специфики деятельности предприятия, обучение сотрудников предприятий-партнеров в аспирантуре, магистратуре, программам повышения квалификации и т.д.
Проблему взаимодействия агропромышленного комплекса с наукой и образованием затронул в своем выступлении директор ФГБУ «Минмеливодхоз» Залкип Курбанов.
«Опыт показывают, что наука и производство, которые в принципе и должны действовать совместно в интересах всего АПК, зачастую функционируют сами по себе, выполняя свои программы, проекты, госзадания, производственные планы, порой не пересекаясь в реальной плоскости. Есть ряд объективных обстоятельств, в том числе и крайне недостаточный уровень государственного финансирования аграрной науки. Кроме того, нужно отметить, что большинство агропроизводителей остаются не восприимчивыми к инновационным разработкам из-за своего сложного экономического состояния».
В связи с этим главой ведомства были выдвинуты предложения по формированию модели взаимовыгодного сотрудничества научных учреждений и хозяйствующих субъектов в отдельных отраслях АПК, что позволит повысить эффективность орошаемого земледелия и нарастить конкурентоспособность всего комплекса.
Среди названных им мер: вовлечение науки в реализацию запускаемых важных проектов и программ, выявление способных студентов, проявляющих интерес к науке и взятие шефства над ними, разработка механизмов стимулирования притока и последующего закрепления молодых ученых в АПК, в том числе посредством субсидирования приобретении им жилья, грантовой поддержки и т.д. активизация усилий по обеспечению подготовки специалистов в вузах с учетом реального запроса производства.
О проблеме поднятия престижа инженерных профессий среди школьников, а также привития любви к точным наукам в своем выступлении говорил директор СОШ №42 Тимур Саркаров. Обращаясь к представителям присутствующих на встрече предприятий, он подчеркнул, что существующий сегодня кадровый голод технических специальностей может быть утолен только в условиях консолидации предприятий со школами и вузами: «Мы много сегодня говорим о низком престиже инженерных специальностей, о том, что абитуриенты отдают предпочтение гуманитарным направлениям в обход технических, но в этом есть и наша с вами вина. Мы должны доносить до них информацию о том кто такой инженер, рассказывать о перспективах этой профессии, выявлять и брать под шефство учеников, имеющих способности к точным наукам. Нами заключено соглашение о сотрудничестве с техническим университетом и ведется активная работа в этом направлении и мне бы хотелось, чтоб хотя бы в рамках нашей школы, как пилотного проекта, руководители предприятий пришли и познакомились с нашими ребятами, рассказали о своей деятельности. Мы можем подготовить школьников для будущей учебы в технических вузах, но для того чтобы они захотели стать инженерами, они должны быть уверены в том, что их специальность будет востребована, и что они не останутся без работы, а донести это до них уже ваша задача».
Далее работа круглого стола прошла в формате обсуждения вопросов, касающихся взаимодействия образовательной, научной и производственной сфер деятельности в регионе. Свои пожелания высказали ген. директор НИИ экологии, медицины и эволюции, Академик международной академии технологии Ноябрь Бейбутов, ген. директор ООО «Финанс-групп» Джамиля Мелесова, ген. Директор ООО «Электрон» Камал Кимпаев, ген. директор ООО «Трансметалл» Магомед Мирзаев, ген. директор ООО «Эскулап» Татьяна Шейхова Шейховна и другие.
«Лезги Газет»