В ДГУ обсудили цифровизацию экономики и образования

Премьер-министр России Михаил Мишустин в приветственном обращении к участникам первого Евразийского конгресса назвал именно цифровые технологии главным фактором формирования единого экономического пространства. Современные проблемы цифровой трансформации экономики, образования и государственного управления – тема международной научно-практической конференции в Дагестанском государственном университете. Об этом сообщает пресс-служба вуза.

Цифровая экономика диктует свои правила, и менеджерам надо уметь выявлять и анализировать возможные проблемы и предсказывать способы их решения. «Можно прогнозировать проблемы, с которыми столкнутся наши и зарубежные управленцы, это: стремительные перемены в деловой среде; обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов и увеличение доли пожилых людей и необходимость работы с пожилыми сотрудниками. По прогнозам демографов, к середине века людей старше 65 лет станет вдвое больше, чем сейчас», – заявил доцент кафедры «Менеджмент», к.э.н. Абдурахман Гусейнов. Эти вопросы подтолкнут компании к инновационному менеджменту – умению анализировать слабые сигналы, подаваемые из внешней среды организации, и созданию предпринимательской среды, в которой поддерживается инновационное поведение. В XXI веке предприятия должны быть гибкими: «Приносящая успех гибкость должна стать частью организационной культуры. Организация должна адаптироваться к изменениям и оперативно реагировать на запросы клиентов». Еще одни хорошие качества для компаний в современном мире – планирование, направленность на учет интересов клиентов, глобализация, человеческие ресурсы. «В XXI веке управление становится все более динамичным и гибким. Непреложными остаются информированность, предприимчивость, способность к изменениям, тесная связь целей компании с жизненными интересами их сотрудников, клиентов и общества в целом», – заключил Абдурахман Гаджиевич.

Тему инноваций в менеджменте продолжил д.э.н, профессор кафедры «Менеджмент» ДГУ Букар Гамидуллаев«Всё большую актуальность приобретает концепция «Менеджмент возможностей», позволяющая более гибко реагировать на возникающие изменения в среде ведения бизнеса по сравнению с предыдущей концепцией «Управление по целям» и формировать инновационную модель управления бизнесом. Особенно эта концепция востребована сегодня в условиях распространения коронавирусной инфекции». Такая концепция держится на нескольких типах инноваций: инкрементной – внесение незначительных, но регулярных изменений в выводимую продукцию на рынок; радикальной – значительные изменения как в технологии разрабатываемой продукции, так и в бизнес-модели компании; закрытой – реализация продукции внутри фирмы, когда внутрифирменные лабораторные разработки держатся в строжайшем секрете и открытой – создание ценности путем привлечения сторонних участников с целью совместного создания и коммерциализации инновационных проектов.

Профессор посоветовал предприятиям в условиях неопределенности, в том числе пандемии коронавируса, оперативно изменять свою деятельность, используя гибкие планы функционирования. А также сформировать такую систему и механизмы во взаимодействии с партнерами и прогрессивными кадрами, что позволит выбрать правильный, комплексный и стратегический курс.

Проблемы и риски цифровизации в образовании стали темой доклада профессора Луганского национального университета им. Тараса Шевченко Виктории Зинченко«Среди таких проблем и рисков: низкий уровень владения педагогами информационными средствами и информационными образовательными технологиями, их неготовность к кардинальным изменениям образовательного процесса; необходимость значительных финансовых вложений для модернизации материально-технической базы вузов и кардинальной организационной перестройки образовательного процесса с изменением нормирования и оплаты педагогического труда; массовый вывод на рынок образовательных услуг некачественных онлайн курсов и программ; переизбыток информации, которая часто противоречива, субъективна и не связана с постулатами той или иной отрасли знания и другое», – отметила она.

Иностранные коллеги делают выводы, что, несмотря на высокий уровень цифровых компетенций педагогов и студентов, «цифровой революции» в их высшей школе не происходит. Студенты высказываются за необходимость непосредственного общения с преподавателями и сокурсниками. «В связи с этим встает вопрос о целесообразности масштабных и финансово затратных перестроек материально-технической базы отечественных вузов и необходимости продумать те ее изменения, которые позволят сформировать цифровую образовательную среду, сделав ее использование действительно продуктивным для всех участников образовательного процесса», – сообщила Зинченко. Она сказала и о других рисках и недостатках цифрового образования: дифференциации населения, структурном дисбалансе в экономике, снижении интеллектуального потенциала страны, ухудшении здоровья. «Следует сохранить классические основы высшего образования, в котором онлайн курсы и программы не заменят дискуссионный и проблемный характер взаимодействия педагогов и студентов, а цифровые технологии станут значимым, но не единственным средством подготовки специалистов», – подытожила Виктория Олеговна.

Пандемия COVID-19 привела к новому пониманию культуры и образования. «Культура сталкивается со вполне утилитарными факторами: возможностью доступа к определенным технологиям (в первую очередь, к каналам коммуникаций, но не только) и наличием ресурсов (финансовых, но не только), чтобы приобретать в буквальном смысле слова тот или иной̆ формат потребления культуры», – подчеркнула доцент Высшей школы экономики Людмила Цыганова. Она привела результаты опроса молодежи, согласно которому большинство считают, что переход искусства в онлайн сделает его доступным для общества, что может способствовать повышению культурного уровня. Но это вызывает опасение рост цен на оффлайн-мероприятия. Переход в онлайн удешевит доступ к культурным артефактам, но с другой – искусство потеряет свой «шарм». «В театре чувствуешь “энергетику”, – цитирует респондентов Цыганова. – Представители поколения Z говорят, что посещают культурные институции «не посмотреть», а “почувствовать». По мнению молодежи, архаичные культуры будут меняться очень медленно, особенно в ритуалах и обычаях. Традиционные культуры надо трансформировать, чтобы они стали более открытыми для социальных, экономических, политических и научных изменений.

В конференции, помимо вышеупомянутых лиц, участвовали проректор по научной работе и инновациям ДГУ Назир Ашурбеков, и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан Абзагир Гусейнов, представитель организации «Опора России» Сефижат Магомедрасулова, ведущий финансовый аналитик Финансовой экспертизы Патимат Гаджиева, иностранные гости и представители бизнес-структур РД.

На пленарном и секционных заседаниях конференции выступили ученые, студенты и аспиранты из Азербайджана, Чувашии, Урала, Красноярска, Иваново и других городов и республик.

«Лезги газет»