Дагестанский государственный университет реализует принцип гуманизма в воспитании своих студентов. Взрастить образованных, психологически здоровых молодых людей, открытых миру — главная задача кураторов вуза. Они помогают студентам адаптироваться к жизни в университете, проводят мероприятия антитеррористической и антикоррупционной направленности, поддерживают молодых людей в трудной для них ситуации, помогают советом. Об этом сообщили в пресс-службе ДГУ.
Деятельность куратора важна и трудна, это очень ответственный фронт работы. «Преподаватель должен быть прирожденным воспитателем, болеющий душой за вверенную ему академическую группу. Но сейчас кураторская деятельность выходит на новый уровень. Мы должны помогать студентам выполнять их профессиональную траекторию, и оттого немного меняется спектр задач, которые надо выполнить. И здесь куратор должен выполнять роль некоего наставника, который бы помог сориентироваться со сферой интересов», – делится председатель Совета кураторов ДГУ Елена Билалова. Кураторам помогают активисты Института кураторов ДГУ. «Когда напуганные первокурсники только приходят в университет, кураторы, как свет в конце тоннеля должны показать им правильный путь», — поясняет Хабизат Имагаджиева, спикер Школы тьюторов ДГУ, которая прошла для активистов перед началом текущего учебного года.
Чтобы лучше наладить контакт со своими подопечными, некоторые кураторы играют вместе со студентами в разнообразные игры. Куратор факультета математики и компьютерных наук Мурад Гаджиев периодически принимает участие в студенческих интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг». «Я стараюсь помогать ребятам в учебе, что-то подсказывать в бытовых вопросах. Сказать, что работа куратора сложная, я не могу. Надо только найти с молодежью общий язык», – говорит он.
Тест-опрос студентов с целью определить, насколько гуманно работают кураторы, рекомендует проводить в университете председатель Совета кураторов факультета иностранных языков Диана Эмирова. В анкете 5 суждений: процесс обучения осуществляется более целостно, когда преподаватель считается с отношением студентов к данному учебному содержанию; студенты личностно удовлетворены в конкретных учебных ситуациях, когда у них есть возможность высказывать свое мнение и задавать необычайные вопросы; субъективной активности студентов помогает возможность включить собственные умственные действия в процесс оперирования конкретным учебным содержанием; толерантное отношение к пробелам в знаниях студентов со стороны преподавателя повышает мотивацию к усвоению заданного материала; преподаваемое учебное содержание мотивирует у студентов его усваивание, если включает в себя научные доказательства и исследовательский опыт самого преподавателя. К каждому суждению надо подобрать один из вариантов оценки: очень значимо, значимо, почти незначимо, незначимо, абсолютно незначимо.
Эмирова предлагает варианты суждений о гуманизации – признании ценности воспитанника как личности – и гуманитаризации – научных средствах для обеспечения гуманизации.
В процессе гуманизации большая роль отводится преподавателю-воспитателю. Диана Мирзеевна отмечает, что авторитарный стиль общения с обучаемыми, отсутствие доброжелательных и партнерских отношений все еще преобладают в работе школьных и вузовских педагогов. «Для сближения позиций, для того чтобы контакт был не только деловым, но и межличностным необходимо соблюдать гуманизацию всех сторон образовательного процесса», – говорит куратор. Преподаватели должны поощрять самостоятельное мнение студентов, уникальность их мышления, поддерживать инициативы молодых людей.
Зачастую преподаватели смотрят не на успеваемость студента и его активность на парах, а на поведение: «Эмоции некоторых преподавателей заставляют студентов больше думать не о предмете, а о поведении, о правильном выборе слов при общении. Из года в год студенты старших курсов передают младшим своеобразный «индекс запретных слов», который помогает не попасть в немилость преподавателя. Не говорить «без разницы», не ставить еду или вообще другую литературу на стол, не начинать записывать, пока не скажет преподаватель, никогда не отпрашиваться, — вот примеры правил из «индекса», – говорит студентка вуза. Учащийся физического факультета ДГУ Нури Рабаданов считает, что качество образования зависит не только от профессионализма педагога: «Играют роль и индивидуальные способности и особенности студента, от его мотивации учиться».
Гуманизация образовательного процесса активизирует поиск путей к сердцу и уму студентов. «Этого можно добиться, если у преподавателя сформирована установка на личность каждого студента как уникальное явление. Наличие такой установки необходимо, чтобы педагог мог реализовать личностный подход, своевременно учесть индивидуальные особенности и возможности студентов в учебной работе, во внеурочной деятельности, в общении», – комментирует Эмирова.
Накануне в вузе проректор по воспитательной и социальной работе Зарема Гусейханова наградила лучших кураторов ДГУ. Лучшими стали: Фарида Гаджиева (исторический факультет); Зайнаб Шихамирова (биологический факультет); Саният Мусаева (социальный факультет); Асият Магомедова (Институт экологии и устойчивого развития); Марина Абдусаламова (факультет востоковедения); Мурад Ибрагимов (факультет математики и компьютерных наук); Джамиля Амиралиева (экономический факультет); Самая Алиева (филологический факультет); Лиана Магомедова (физический факультет); Умразият Дадаева (факультет управления); Саида Рамазанова (факультет психологии и философии); Марина Магомедова (факультет иностранных языков).
«Лезги Газет»