Войны, национальные конфликты между двумя государствами, теракты и другие страшные события, к сожалению, не редкость в нашем мире. К чему приводят такие явления, и как важно жить в согласии друг с другом, на театральном языке рассказали студенты актерского отделения факультета культуры Даггосуниверситета. Композицию «Взорванный ад» по поэме «Красные жаворонки» народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой будущие актеры презентовали в Театре поэзии. Об этом сообщили в пресс-службе ДГУ.
«Культурная, просветительская роль дагестанских театров бесценна. С каждым годом постановки и мероприятия, которые предлагают республиканские организации культуры, неизменно демонстрируют высокий художественный, содержательный, организационный уровень. Это результат работы и нашего факультета культуры ДГУ, где мы стараемся раскрывать новые творческие таланты, обучать студентов актерскому мастерству, сценической речи и всем тем навыкам, которые они потом успешно воплощают на сцене. Наши педагоги Джамиля Мирзоева и Изумруд Алиева – настоящие мастера театрального искусства. Они еще раз подтвердили это, воплотив поэму «Красные жаворонки» народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой в постановку «Взорванный ад», которая не могла не вызвать восторга у публики», – отмечает ректор ДГУ Муртазали Рабаданов.
Поэтическая композиция «Взорванный ад» была создана творческим коллективом театра в лице режиссёра-постановщика, старшего преподавателя факультета культуры ДГУ Джамили Мирзоевой и режиссёра-педагога, заслуженного деятеля культуры РД, доцента Изумруд Алиевой в содружестве с актёрским отделением факультета ДГУ.
«Памяти погибших в немецких концлагерях» – эти слова вынесены в эпиграф к поэме. Поэтическое произведение посвящено восстанию военнопленных в Бухенвальде в 1945 году и писалось в состоянии эмоционального потрясения Фазу Алиевой от посещения «лагерей смерти» – Освенцима и Бухенвальда. «Эту поэму мы начали изучать со студентами на 3 курсе, и с первых строк стало понятно, что отказаться от нее мы не сможем. Тогда как раз объявили режим самоизоляции, у нас было много времени, и мы долго говорили о войне, о концлагерях, смотрели с ребятами документальную хронику, интервью бывших заключенных концлагерей, в частности Бухенвальда. Мы спорили, рассуждали, и все это вылилось в такую постановку», – делится Джамиля Мирзоева.
Постановка «Взорванный ад» – обращение к мировому сообществу, ко всем, кто развязывает межнациональные и межрелигиозные конфликты и губит тысячи человеческих жизней. «В поэме говорится, что два мира по-прежнему в мире спорят. Вот поэтому мы и выбрали такую поэму, чтоб еще раз напомнить людям, чем заканчиваются все эти кровопролитные войны, развязывание национальных и религиозных конфликтов. Гибнут очень много людей. Своей постановкой мы хотели сказать людям, чтобы люди опомнились и перестали творить зло», – комментирует постановку студент актерского отделения Башир Абдурахманов.
Педагоги факультета культуры в своей методике прибегают чаще всего к биомеханике русского театрального режиссера Всеволода Мейерхольда – тренировке движений и действий актера на сцене. Джамиля Мирзоева связывает такой подход с тем, что молодежь сейчас очень активная, динамичная, им не сидится на месте: «Они воспринимают все через действие, и чтобы разбудить их нутро, нужно пробовать прорабатывать все с помощью действия. Студенты очень на это откликаются. Правильное действие вызывает правильное чувство».
В Дагестане 12 национальных театров, но ходит туда в основном взрослое поколение, молодежи очень мало. Башир Абдурахманов предлагает ввести в современный театр новшества, чтобы привлекать молодых людей к искусству: «Если создать современный театр, ставить на сцене ту же саму драматургию советских и зарубежных авторов, но уже с новым подходом, более близким для современной молодёжи, то подрастающее поколение заинтересуется этим и начнет посещать театры».
На показе присутствовали министр культуры РД Зарема Бутаева, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству РД Незир Гусейнов, министр по национальной политике и делам религий РД Энрик Муслимов, гендиректор «Киргу» Ахмед Муртазалиев, творческая интеллигенция города, родные и близкие Фазу Алиевой.
«Лезги Газет»