Жанры и язык СМИ Дагестана

В Республике Дагестан представлена  достаточно богатая  информационная структура, в целом созданы благоприятные условия для реализации конституционного права граждан на получение информации. По количеству зарегистрированных государственных и негосударственных СМИ наша республика занимает одно из ведущих мест среди субъектов Юга России. По степени же участия в современных информационных процессах печатных изданий на национальных языках наша республика занимаетособое место. На территории Дагестана зарегистрировано более 500 печатных и электронных СМИ.

Помимо газет и журналов с государственным участием, в свет выходит более ста  учредительских изданий, СМИ, среди которых — общественно-политические еженедельники,  религиозные газеты, газеты партий и общественных объединений, детские газеты, множество рекламно-информационных и развлекательных изданий.Дагестанская пресса уникальна по своему языковому многообразию. Среди ведущих республиканских изданий – общественно-политические газеты на 14 зыках: «Дагестанская правда», «Истина» (аварский яз.), «Елдаш» (кумыкский яз.), «Илчи» (лакский яз.), «Лезги газет» (лезгинский яз.), «Замана» (даргинский яз.), «Нур» (цахурский яз.), «Зори Табасарана» (табасаранский яз.), «Дербент» (азербайджанский яз.), «Ватан» (татский яз.), «Вести Агула» (агульский и русский яз.), «Голос степи» (ногайский яз.), «Рутульские новости» (рутульский и русский яз.), «Степные вести» (русский яз..), «Нийсо-Дагестан» (чеченский и русский яз.)

В целом дагестанские СМИ играют важную роль в управлении социально-политическими процессами, освещают наиболее актуальные вопросы политического и идеологического характера, задачи экономического и культурного развития, вносят значительный вклад в сохранение мира и территориальной целостности республики. В числе приоритетных направлений деятельности редакций неизменно находится освещение сложных государственных задач по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом и выработке мер по предупреждению формирования враждебной идеологии.

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.

В процессе практической деятельности по распространению социальной информации, по мере  расширения этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации – телевидение, пресса, и радио. Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый  составляет  индивидуальную, не похожую на других, дорожку к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей.  У  печатных изданий  один инструмент – написанное (напечатанное черными буквами на белой бумаге) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует  прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.

Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия – слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: “Зал встретил овацией героя,  поднимающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют информационную публицистику, аналитическую публицистику и художественную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует. В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь уместно обратиться к методике системного анализа.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

Так, например,  смещение, а где-то и слияние  жанров происходит в телевизионной аналитической программе «Акценты». Формат этой авторской передачи достаточно сложный, ведущему приходится выполнять  роль интервьюера-аналитика одновременно, порой поднимать очень сложные, неоднозначные проблемы и вопросы, высказывать собственную позицию…. Любому постоянному персонажу экрана – поскольку он всегда обращается к массовой аудитории – приходится  сочетать в своей деятельности удачное сочетание многообразия жанров и видов , поскольку надо сохранять демократичность, независимость суждений и следование общепринятым ценностям. А это уже объект аналитической публицистики, когда  группа причинно связанных фактов, актуальные явления, тенденции в жизни общества тесно взаимосвязаны ,для детального анализа применяются  методы: исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью?

Язык СМИ играет важную роль, как в распространении русского языка, так и в повышении грамотности населения. Именно в СМИ происходят   активные   процессы    изменения    языковой    нормы    русского   языка. Нельзя отрицать уважительное отношение к русскому языку в средствах массовой информации, но вместе с тем в газетах нередко мы наблюдаем большое количество ошибок, а с экранов телевизора часто звучит далеко не образцовый русский язык. Учитывая отношение молодежи к телевидению и Интернету, средства массовой информации должны бережно обращаться с русским языком. Фонетические изменения ярко характеризуют речь в эфире и на экране. Повысился темп речи. Усилилась звуковая редукция, то есть количественное и качественное изменение безударных звуков.

В речи электронных СМИ многочисленны отклонения от акцентной схемы русского слова, а также русской литературной интонации. В интонационных манерах СМИ прослеживается стандарт английской и англо-американской речи. В современной речевой практике также имеют место грамматические и лексико-грамматические изменения. Под влиянием социально-политических факторов изменилось морфологическое значение числа у ряда слов социально-политического обихода, с соответствующим изменением предметного содержания. Слова типа партия, банк, бюджет, правительство, практически не употреблявшиеся ранее во множественном числе, ныне перешли к обычному числовому     распределению.

В дагестанских средствах массовой информации, к сожалению, нередко встречаются нарушения языковой нормы. Так, к лексико-стилистическим погрешностям относится незнание особенностей    лексической    сочетаемости    слов    в    русском    языке. Например: «Ухудшается уровень жизни народа» (правильно: «Снижается уровень жизни народа») . Неверно составлено и предложение: «Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме» (криминогенный — способствующий совершению преступления). Правильно: «Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе…» или «Чтобы улучшить общую обстановку в городе…».

Итак, в средствах массовой информации имеют место многие негативные явления, связанные с нарушениями норм говорения. В их числе: чрезмерное, неуместное употребление заимствований; неправильное словоупотребление;   использование  слов-«паразитов»,  сокращений,   орфоэпические ошибки.

Журналисты, авторы программ, ведущие и редакторы, вступая в широкое общение с огромной невидимой ими аудиторией, волей или неволей воспитывают еѐ, укрепляя в ней определѐнные тенденции, культуру  и  гражданскую позицию. Средства массовой информации в значительной степени определяют гражданское сознание массовой аудитории  и тем более велика их ответственность за то, чтобы вся информация  отвечала лучшим культурным традициям и требованиям общества.

Ильман Алипулатов, председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России, член Общественной палаты РД

Подпишитесь на наши каналы:

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Новости партнеров