Главный эпидемиолог Минздрава России Николай Брико дал прогноз, что распространение коронавируса в стране пойдет на спад в конце апреля – начале мая. Инфекция должна подчиняться общим эпидемиологическим закономерностям, которые присущи ОРВИ, включая грипп.
Доцент кафедры биохимии и биофизики ДГУ, к.б.н. Керим Бекшоков подробно объяснил механизмы возможного спада пандемии COVID-19 в связи с сезонным потеплением. Об этом сообщает пресс-служба ДГУ.
«Во-первых, с каждым весенним днем увеличивается продолжительность светового дня и инсоляции (поток солнечной радиации на земную поверхность), а в спектре солнечного света содержатся ультрафиолетовые лучи, разрушающие молекулы белков, нуклеиновых кислот и других веществ из которых состоят вирусы, да и остальные живые организмы. Именно поэтому УФ-лампы применяют для стерилизации воздуха и медицинских инструментов. У клеточных организмов для восстановления повреждений, вызванных ультрафиолетовым излучением, сформировались системы репарации и антиоксидантной защиты, а у вирусов, как неклеточной формы жизни, таких систем нет.
Во-вторых, повышение температуры воздуха по законам термодинамики делает любые органические объекты нестабильными за счет повышения энтропии, в том числе и вирусы по этой причине быстрее разрушаются. Живые клетки какое-то время снижают энтропию и сопротивляются разрушению за счет обмена веществ. Поскольку вирусы не имеют обмена веществ, то они разрушаются при повышении температуры.
Ну, и наконец, в теплые сезоны года организм человека не переохлаждается, снижая шансы на заражение различными ОРВИ, в том числе и вызванными коронавирусами», — утверждает Бекшоков.
В то же время, по данным Всемирной организации здравоохранения, климат в распространении инфекции играет наименьшую роль. Вышеперечисленные факторы могут быть нивелированы другими, которые, наоборот, будут способствовать распространению вируса, что приведет ко второй волне пандемии.
«Например, в теплое время года выходят из зимней спячки или зимнего оцепенения многие животные, в том числе и являющиеся природными резервуарами вирусов, а с первоисточником COVID-19 пока многое непонятно. Весной увеличится мобильность людей даже в условиях карантина, что усилит частоту заражений. При жарком лете увеличится частота ОРВИ в связи с кондиционированием воздуха в помещениях. К тому же, если в весенне-летний период произойдет какая-нибудь вспышка сезонных кишечных инфекций, то при нахождении большого количества больных в стационарах всего один заболевший COVID-19 будет заражать всех окружающих.
В любом случае распространение инфекций — это многофакторный процесс с синергетическими эффектами. Поэтому надеяться только на наступление весны не стоит, а надо продолжать профилактическую работу до момента снижения заболеваемости к нормальным популяционным показателям. Правда для данного заболевания пока они не установлены в связи с новизной», – заключает Керим Бекшоков.
«Лезги газет»