Траурные мероприятия, приуроченные к 24 годовщине теракта 1996 года, проходят в Кизляре

Как и 24 года назад хмурое небо, готовое вот-вот разрыдаться, оплакивая жертв чудовищного теракта. Сотни кизлярцев в скорбном молчании с цветами в руках у памятника на траурном митинге. Каждый с осознанием, что почтить память погибших в страшном теракте, унесшем жизни 78 заложников, солдат и офицеров- это священный долг.

Среди участников траурных мероприятий мэр города Александр Шувалов, депутаты городского собрания, родственники и близкие тех, кто ценой своей жизни сохранил мир на Юге России, очевидцы тех событий, представители предприятий, организаций, учреждений, общественных и молодежных организаций, горожане.

В своем обращении к участникам траурного митинга Шувалов напомнил, что преступные действия террористов, варварские и бесчеловечные по сути, унесли десятки жизней ни в чем неповинных людей.

«Горе пришло в каждый дом, отозвалось в сердцах людей острой болью независимо от того, коснулось ли оно лично его или нет. Почти сутки мирные жители нашего города вместе с бандитами находились в больнице после разбойного нападения. Во всех этих трагических испытаниях кизлярцы принимали самое активное участие. Это сотрудники ГОВД Кизляра и других силовых ведомств, принявших на себя первый удар террористов, наши водители автоколонны, которые выводили из Кизляра автобусы с заложниками, депутаты Народного Собрания Республики Дагестан и Государственной Думы Российской Федерации, жители нашего города, оказывавшие активную поддержку и содействие, и все остальные, которые рискуя своей жизнью, спасали мирных жителей», — отметил мэр Кизляра.

Он особо подчеркнул, что в те дни кизлярцы всех конфессий и национальностей как никогда продемонстрировали интернационализм, понимание, оказали всестороннюю помощь и поддержку.

В завершение митинга состоялась церемония возложения цветов к памятнику.

Один из первых добровольцев, вошедших в захваченную боевиками больницу, Ахмед Саламов не скрывает, что тот день оставил в его жизни глубокий след, боль, тяжелые воспоминания. «Мы с руководителем телестудии «Прометей» Камилем Омаровым оказались первыми добровольцами, вошедшими в захваченную террористами больницу. Из трех тысяч заложников в больнице погиб только один заложник. Остальных нам удалось спасти. В истории страны это первый такой случай, когда парламентерам удалось провести такие удачные переговоры», — говорит Саламов.

В дальнейшем все переговоры, в том числе и в Первомайском Радуев вел только с участием Ахмеда Саламова и Камиля Омарова. Именно благодаря их мужеству, героизму была предотвращена трагедия, гибель заложников. По мнению Саламова, история еще даст свою оценку этим событиям. Заслуженный врач республики Саламов был награжден Орденом Мужества, Орденом имени Имама Шамиля, медалью Георгия Жукова, «За ратную доблесть», «Участнику контртеррористических операций» и «Участнику боевых действий». А 9 января 2012 года удостоен звания «Народный Герой Дагестана». Камиль Омаров снял фильм «Память», удостоенный премии «Золотое перо». Он так и не был отмечен госнаградами.

 Траурные мероприятия проходят сегодня и на территории городского и районного отделов полиции и больницы, где в 1996 году боевики удерживали заложников. Цветы и венки возложили и у братской могилы на городском кладбище.

В эти дни в краеведческом музее города открылась выставка, на которой представлены личные вещи и фотографии кизлярцев, погибших в те дни от рук террористов. Это фотографии, личные вещи погибших полицейских и мирных жителей, дверные ручки и замки от квартир жителей города, к которым пытались попасть бандиты, гильзы и прочие предметы. 

А было так. На рассвете 9 января 1996 года отряд боевиков (общей численностью, по разным данным, порядка 300-350 человек) под руководством Салмана Радуева напал на дагестанский город Кизляр.

В составе банд группы были и отряды Айдамира Абалаева, Хункар-Паши Исрапилова, Турпал-Али Атгериева, Мусы Чараева, Ломали Нунаева и Хасана Долгуева.

Они захватили родильное отделение местной больницы и находящийся поблизости девятиэтажный жилой дом, куда сгоняли со всего города заложников (в основном женщин и детей). Четыре этажа дома были заминированы. Боевики, вооруженные ракетами «Стингер», блокировали местный аэродром.

На связь с комендатурой Кизляра вышел один из боевиков, сообщивший, что ими захвачены три тысячи человек. За каждого погибшего чеченца они грозили расстреливать по 15 мирных жителей. Террористы потребовали беспрепятственно выпустить их на территорию Чечни, не контролируемую федеральными силами.

Из здания больницы по спутниковому телефону Салман Радуев связался с крупнейшими информационными агентствами мира и передал информацию о захвате Кизляра.

В ходе переговоров с представителями властей Дагестана было достигнуто соглашение о том, что боевикам будет предоставлен транспорт, на котором они покинут Кизляр и через село Первомайское отправятся на территорию, контролируемую силами ЧРИ — в село Новогрозненское. Договоренность между председателем Госсовета Дагестана М.Магомедовым и С.Радуевым предполагала, что все заложники, кроме 10 представителей руководства республики, будут отпущены. Однако боевики нарушили этот пункт, захватив еще примерно 50 человек заложников, из числа находившихся в больнице.

Дагестанские и федеральные власти полагали, что заложники будут освобождены сразу же после пересечения административной границы с Чечней. В этом случае оставалось еще много времени и пространства для того, чтобы предпринять боевую операцию против боевиков Радуева до того, как они достигнут Новогрозненского. Радуев же предполагал освободить заложников по прибытии в Новогрозненское.

10 января около 5.30 утра к зданию больницы прибыла колонна автотранспорта. Сопровождали колонну 10 представителей властей Дагестана во главе с первым заместителем министра внутренних дел республики В.Беевым. Среди них были министр по делам национальностей правительства Дагестана Магомедсалих Гусаев, министр финансов Дагестана Гамид Гамидов, заместитель Председателя Народного собрания Дагестана Абакар Алиев, депутат Народного собрания РД Имампаша Чергизбиев (чеченец по национальности), а также ряд других членов правительства.

С 11 по 14 января обе стороны активно готовились к боевым действиям. Боевики силами заложников укрепляли село. Заложников заставляли рыть окопы, часть из них, несмотря на холодные ночи, специально была оставлена в автобусах для того, чтобы предотвратить обстрелы позиций террористов.

Федеральные войска подтягивали артиллерию, дополнительные подразделения.

13 января директор ФСБ Михаил Барсуков объявил следующий день, 14 января, последним сроком для освобождения заложников боевиками. Он обещал им безопасный проход в Чечню в случае освобождения всех заложников и сдачи оружия.

14 января переговоры возобновились и продолжались примерно до 15.00, после чего были приостановлены.

Попытки возобновить переговоры успеха не имели и принято решение провести штурм села Первомайского с применением вертолетов, танков и БТРов, невзирая на возможные потери у заложников. Пять дней длились переговоры, в ходе которых удалось добиться освобождения всех удерживаемых женщин и детей. За это время боевики смогли построить оборонительные укрепления. В ночь на 18 января террористы нанесли отвлекающий удар и захватили блокпост у села Советское, но были выбиты оттуда практически сразу. В это время основная часть боевиков пошла на прорыв несколькими группами к единственно возможному пути отхода - мосту через реку Терек. Большинство террористов было уничтожено огнем артиллерии и авиации. Радуеву с частью боевиков удалось скрыться. 18 января к 15 часам федеральные силы овладели Первомайским. Было освобождено около 90 заложников.

В результате нападения банды Радуева на Кизляр и Первомайское погибли 78 военнослужащих, сотрудников МВД и мирных граждан Дагестана, несколько сотен человек получили ранения различной степени тяжести.

Операция завершилась к середине дня 18 декабря.

В Кизляре было повреждено и разрушено более 800 домов и квартир, в Первомайском — 330 частных домовладений, также было повреждено свыше 60 автомобилей и тракторов. Были выведены из строя газопровод, водопровод, ЛЭП, разрушены здания мечети и медсанчасти.

В 1997 году в парке Кизляра был установлен памятник погибшим в январе 1996 года. В апреле 2015 года памятный камень весом более трех тонн, посвященный трагическим событиям 9 января 1996 года, установили на территории центральной больницы Кизляра.

Среди заложников было 80 медицинских работников Кизляра. За смелость и самоотверженность, проявленную при спасении людей в условиях, сопряженных с риском для жизни, указом президента РФ кизлярские врачи Магомед Газимагомедов (посмертно) и Ахмед Саламов были награждены орденами Мужества, а Магомедгаджи Читаев — медалью «За спасение погибавших».

Террорист Муса Чараев в марте 1999 года был убит неизвестным выстрелом в спину.

Турпал-Али Атгериев в июле 1999 года был задержан в аэропорту «Внуково», в декабре 2001 года Верховным судом Дагестана приговорен к 15 годам лишения свободы. Сразу после этапирования, в июне 2002 года, был госпитализирован с подозрением на лейкемию, вызванную раком почек, и через месяц умер. Хункар-Паши Исрапилов в феврале 2000 года подорвался на мине при отходе из Грозного. Айдамир Абалаев убит в мае 2002 года в результате спецоперации. Салман Радуев был арестован в марте 2000 года в поселке Новогрозненский, в декабре 2001 года приговорен к пожизненному заключению. В декабре 2002 года он скончался от кровоизлияния во внутренние органы в одной из пермских колоний строгого режима.

Материал подготовлен на основе информации сайта администрации Кизляра и открытых источников

«Лезги Газет»