Или еще раз о происхождении названия «Албания Кавказская»
Происхождение названия Кавказской Албании все еще остается дискуссионным вопросом.
Не перечисляя все существующие и существовавшие в прошлом мнения, скажем, что среди них есть и версия о происхождении названия от древнего теонима лезгиноязычных народов «Алпан». Алпан был собственным именем громовержца. Он до сих пор сохранился в языках народов лезгинской группы в слове молния, которая буквально переводится как огонь Алпана. Правом властвовать над таким грозным оружием, как молния, народы в своем мифотворчестве обычно наделяли верховных идолов, главенствующих по их представлениям в потустороннем мире, и Алпан по всей видимости у албанских народов тоже верховодил в языческом пантеоне. Об этом много раз писали представители лезгинской интеллигенции.
Академические круги эту версию не принимали всерьез. Но, помимо теонима, на землях Кавказской Албании известна еще и река Албан, о которой сообщает Птоломей (Птолемей). Кроме реки, существовали и существуют одноименные населенные пункты. Об одном из них также известно от Птоломея. Еще один населенный пункт до сих пор находится в Кубинском районе Азербайджанской республики, а в Агульском районе Дагестана сохранились развалины еще одного села, оно опустело в советское время. Имелись и другие объекты, например в городе Куба Азербайджанской республики были ворота, называемые Алпанскими. И это только то, что дошло до нас, отразившись в документах.
Кроме того, слово это в форме «алван» присутствует также и в ономастике восточной Грузии, которая в прошлом сама была албанской провинцией Эрети: «Кахетинская» часть Тушетии вообще называется Алванией. Там и сейчас существуют села Земо-Алвани, Квемо-Алвани. Также есть (как минимум, упоминалось в прошлом) «Алванское» поле. Столько объектов с одним и тем же (или очень похожим) названием на ограниченной территории, которая в прошлом тоже носила идентичное название, не могло быть делом случая; они не могли не иметь этимологического родства.
Точно так же столько названий не могли быть привнесенными извне, в этом сомнений в научной среде нет. Вот это их обилие является наглядным подтверждением вышесказанной версии происхождения названия, несмотря на ее игнорирование академическим сообществом. Но почему-то ученые мужи название самого государства вычленяют из этого множества «алпанов» и начинают искать у него внешние корни.
Но у этой версии был один недостаток: прецедентов перехода теонима в название государства в истории, насколько нам известно, нет. Равно как и в название народа: религиозные маркеры никогда не становились этнонимами.
Нами ранее в одной статье было высказано предположение, что свое название Албания Кавказская получила посредством столицы, которая в свою очередь была наименована в честь громовержца. А такие случаи в истории известны: так произошло название «Ассирия», «Египет». Но и у этого предположения тоже имелся свой недостаток, столица с названием Албан/Алпан не была отмечена ни в одном документе. Источники сообщают только о двух столицах, Кабале и Партаве (или Барде). Оба города существуют до сих пор, и нет никаких, даже косвенных доводов в пользу того, что один из них мог в прошлом зваться Алпаном. Город Албана, о котором рассказал Птоломей, столицей не был, он сам пишет, что во II веке столицей была Кабала (Хабала). Да и место нахождения Албаны не определено. Мы добавили еще одно предположение, что речь возможно идет о более древней, чем Кабала, столице. Статья была выложена в интернете в свободном доступе. И к слову говоря, критики в адрес статьи не было, хотя с ней ознакомились ведущие отечественные и зарубежные албанисты. Но, тем не менее. статья была всего лишь предположением, и мы не стали публиковать ее в серьезных изданиях.
И вот недавно мы обратили внимание на слова Каланкатваци о том, что «на втором году [царствования] Хосрова, царя царей, когда было положено начало армянскому летосчислению, в том самом году патриарший престол Алуанка был перенесен из города Чола в столицу Партав из-за разбойничьих набегов врагов креста Христова». По поводу года перенесения у переводчиков «Истории страны Алуанк» есть сомнения, «поскольку первый год армянского летосчисления (551 г.) соответствует двадцатому году Хосрова (531-578/9)». К тому же и дошедшие до нас материалы соборов тоже дают повод сомневаться в дате переноса: первый известный в истории собор Албанской церкви проходил в конце V века в Алуене, в левобережье реки Куры. И в числе участников не назван ни сам патриарх, ни представители Чолы. Но, возможно, это был «оппозиционный» собор. Главенствовал на нем царь Вачаган.
Тем не менее эта давно знакомая фраза историка Кавказской Албании привлекла к себе внимание неожиданно возникшим вопросом «почему». Почему патриарший престол Албании находился в Чоле, то есть Дербенте, если престол царский еще во II-м веке находился в Кабале? Почему патриарх находился не в столице или хотя бы где-нибудь в более безопасном центре страны, а в этом отдаленном северо-восточном углу страны?
За ним вспомнился и другой эпизод из «Истории страны Алуанк». По информации Каланкатуаци примерно в середине I века в Албанию прибыл святой Елисей. Он вошел со стороны Персии и направился все в ту же Чолу. Тут снова возник вопрос «почему». Почему он через всю страну прошел в самый отдаленный его угол? Разве не все ли равно было, где проповедовать? Почему он решил начать обращение албан в христианство именно с Чолы.
Ответом на эти два «почему» может быть только особый статус этого города, присутствие в нем кого-то, чье обращение в христианство в первую очередь или даже просто поддержка облегчила бы задачу. Иначе говоря, эти два эпизода дают основания предполагать наличие у Чолы-Дербента статуса столицы в ранний период истории.
В том, что город там в I веке стоял, не может быть никаких сомнений. Разве что при очень рассеянном склерозе царя и всех вельмож, имея все институты государственности, Албания не могла не закрыть этот проход, через который вторгались кочевые народы Севера. Проход столь же опасный, сколь и удобный для обороны. То, что существование города «не упоминается», ничего не аргументирует. Не упомянутых нигде городов археологи находят чуть ли не на каждом шагу.
В то же время существующие упоминания о строительстве Дербента Йездигердом, Кавадом и Ануширваном в V-VI вв. далеко не столь однозначны, чтоб исходя из них выносить строгие вердикты.
Достаточно сказать, что эти сведения имеются только в источниках арабо-мусульманского периода, когда Персия была провинцией Халифата. Причем это не переводы персидских источников, а именно труды арабских или арабо-персидских историков и географов. А в дошедших до нас пехлевийских текстах специалисты таких сведений не находят. И это подозрительно. Мало того, таких сведений нет и в переведенных на арабский язык персидских источниках. Например персы довольно скрупулезно записывали, где какие города ими были построены. К VI веку эти сведения были сведены в одну книгу «Шахристаниха-и Еран» (Города Ирана). О Дербенте в ней нет ни слова.
В дошедшем до нас в арабском переводе «Книге деяний Ануширвана» также нет ничего о причастности Ануширвана к строительству в Дербенте. Так что, сведения о строительстве Дербенских стен персидскими царями требуют к себе очень критического отношения, особенно в свете того, что, как указывают сами авторы этих сообщений, камень для строительства доставляли из Гургана на северо-востоке современного Ирана. А это даже при современных транспортных технологиях очень накладно.
История Дербента уходит в глубокую древность, во всяком случае она глубже отмеренных ныне двух тысяч лет. Та мощная мифологическая аура, которой окутан Дербент, не могла возникнуть на ровном месте. Да, это мифы: Македонский никогда не был на Кавказе. И в Библии Дербент не назван, во всяком случае прямо не назван. Но за этими мифами несомненно кроется какой-то пласт неизвестной нам истории. Так что, Дербент имел все основания быть древнейшей столицей Кавказской Албании. Но звался ли он когда-нибудь Албаной?
Сразу скажем, что таких сведений в источниках невозможно найти. Но и категорически отрицать такой вариант тоже невозможно: Дербент в древности был известен под разными названиями. Есть даже источники, где он назван Дианой (по греч. Diauna).
Так что и Алпаном он мог зваться, хотя это трудно доказуемо. В частности, под Албаной Клавдий Птоломей мог иметь в виду и Дербент. Как известно, с древнейших времен историки называют Дербентское дефиле Каспийским проходом. Собственно говоря «Каспийским» называли не только Дербентский проход, но тот, что находился на юго-западном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана. В некоторых случаях, как например И. Флавий в «Иудейских древностях», так же именуется и Дарьяльский проход. Тем не менее, из контекста источников в основном можно определить, о каком проходе идет речь. Но Птоломей не указывает, какой город стоял в этом проходе, не дает названия города, а сам проход называет Албанским, хотя и до него, и после него проход, повторимся, называли Каспийским. Не потому ли Птоломей применил это название, что город, загородивший этот проход был ему известен под тем самым именем, т. е. именно как «Албана»?
Историю Кавказской Албании и Дербента нам еще исследовать и исследовать. И неизвестно, какие еще тайны нам откроются.
Бедирхан Эскендеров, историк
Источник: ФЛНКА