Ни для кого не секрет, что мы живем в век глобализации, век взаимодействия культур, цивилизаций, где главной ценностью является информация. Создание единой информационной среды призвано упростить человеческое взаимодействие, раздвинуть границы в общении. И в наш мир приходит огромное количество нефильтрованной информации. Ориентироваться в этом потоке становится очень сложно. Американский социолог Нейл Постман еще в 1995 г. написал: «Люди не знают, что делать с информацией. У них отсутствует принцип ее организации».
Настало то самое время, когда судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он своевременно получит и продуктивно использует необходимую ему информацию в своей повседневной жизни. Знание стало главным ресурсом, а поиск информации – одной из сложных задач, с которой приходится сталкиваться человеку.
В этом стихийно развивающемся потоке неподготовленному пользователю ориентироваться становится трудной задачей. Поэтому, именно сейчас резко возрастает роль библиотек, т.к. именно библиотека, издавна умеет не только хранить информацию, систематизировать ее, а также может научить читателя отличить полезное от ненужного, устранить «информационный шум»
Библиотека сегодня меняется, появляются новые виды услуг, которые соединяют современные технологии с традиционными формами обслуживания. Одно из перспективных направлений в информационно-библиографическом обслуживании – виртуальные справочные службы. В настоящее время практически все библиотеки имеют на своих сайтах подобные разделы. С введением данной услуги у библиотек появилась возможность расширить сферу деятельности и пользовательскую аудиторию. Преимущества налицо: у пользователя появилась возможность задать вопрос в удобное для него время, не требует личного посещения библиотеки и т.д.
На сайте Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова тоже есть такая служба, которая обслуживает всех пользователей, независимо от того, является ли пользователь читателем библиотеки или нет. Цель виртуальной справочной службы — сделать поиск комфортным и эффективным. Сотрудники информационно — библиографического отдела отвечают на вопросы, связанные с деятельностью библиотеки и ее информационными ресурсами.
За время существования виртуальной справочной службы библиографы отвечали на запросы не только пользователей нашей республики, но и ближнего и дальнего зарубежья. Ведь библиотека располагает уникальным краеведческим фондом, который вызывает интерес у наших соотечественников, которые живут за пределами нашей республики. Вопросы самые разные от простого: есть ли в библиотеке та или иная книга, до сведений о редакторах Кахибской районной газеты с 1931-1944 г. Приятно сознавать, что работа виртуальной справочной службы чрезвычайно необходима. Пользователи НБ РБ им Р.Гамзатова часто обращаются к библиографу, как к последней надежде, надеясь на его профессионализм.
Удобство пользования виртуальными справочными службами оценили уже тысячи пользователей библиотек разных стран мира. Возможно, в скором времени сотрется грань между обслуживанием удаленного пользователя и того, кто пришел в библиотеку.
Вагабова Зарема, информационно-библиографический отдел Национальной
библиотеки РД им. Р. Гамзатова