Замир Закарияев о роли личности Хаджи-Давуда Мюшкюрского для самосознания лезгин и новых исследованиях его жизни
В середине июля вышла статья ФЛНКА об итогах работы поисковой группы, нашедшей в 2013 году город, где герой лезгинского народа, предводитель освободительного движения на Восточном Кавказе в первой четверти XVIII века Хаджи-Давуд Мюшкюрский прожил последние дни своей жизни и кладбище, на котором он был похоронен. Редакция ФЛНКА решила поинтересоваться у доктора исторических наук Замира Закарияева, какое значение придает ученое сообщество личности Хаджи-Давуда и каковы перспективы дальнейших серьезных исследований в этой крайне значиной и интересной области.
— Замир Шахбанович, что для Вас, как для представителя лезгинского народа, значит личность Хаджи-Давуда Мюшкюрского? Какую роль, на Ваш взгляд, он играет в формировании национального самосознания?
Для меня Хаджи Давуд – крупный политический деятель, безусловно, фигура общекавказского масштаба. Фигура во многом знаковая, поскольку он сыграл значительную роль в бурных политических событиях первой трети XVIII в. на обширных территориях Восточного Кавказа. Его роль в формировании национального самосознания лезгинского народа все еще недостаточно изучена. Однако, без сомнения, для нынешних поколений лезгин, особенно для молодежи, Хаджи Давуд Мюшкюрский – человек-символ, олицетворяющий единство лезгинского народа и его борьбу за независимость и национальную идентичность. Показательно, в этой связи, что Хаджи Давуд происходил из лезгин, проживающих в южном ареале исторического расселения нашего народа, а его жизнь и деятельность была тесно связана с Восточным Закавказьем. Этот факт также важен для глубокого осознания того, что история лезгинского народа отнюдь не ограничивается территорией современной Республики Дагестан, что ее необходимо изучать в едином комплексе с территориями традиционного проживания лезгин, входящими ныне в состав Азербайджанской Республики.
— Как Вы оцениваете итоги работы поисковой группы, обнаружившей кладбище, на котором был похоронен Хаджи-Давуд и члены его семьи?
Работа поисковой группы заслуживает уважения и благодарности. Ведь о последних годах жизни Хаджи Давуда прежде почти ничего не было известно. Хочется подчеркнуть, что эта работа была проведена своевременно, что позволило пролить свет на неизвестные прежде факты.
— Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять дальше в плане изучения личности Хаджи-Давуда Мюшкюрского и восстановления исторической памяти народа в целом?
Прежде всего, крайне важно обнаружить надмогильный памятник Хаджи Давуда, прочитать и достоверно перевести эпитафию этого памятника, что позволило бы окончательно поставить точку в вопросе о месте его захоронения и времени его смерти. Предстоит большая работа по изучению письменных архивных материалов, хранящихся на территории Турции. Не исключено также, что неизученные документы о жизни и деятельности Хаджи Давуда Мюшкюрского имеются и в архивных хранилищах России (Москва, Санкт-Петербург), Ирана, Азербайджана, возможно, Грузии. Крайне важно обнаружить его переписку, памятники эпистолярного жанра, а также воззвания, предписания и указы в бытность его руководителем освободительной борьбы и ханом Ширвана. Для осуществления этой сложной и длительной работы нужны квалифицированные историки, специалисты-текстологи, знающие арабский, турецкий (староосманский) и персидский языки.
Поскольку Хаджи Давуд был образованным человеком и духовным лицом, у него, вероятно, была личная библиотека из рукописных книг. А на полях книг часто выявляются ценные факты о жизни владельца библиотеки. Следует также поставить вопрос о возможности наличия его творческого наследия. Речь идет о его собственных сочинениях, а также о переписанных им рукописях. Об этой стороне его деятельности практически ничего не известно. Возможно, что в Азербайджане и Дагестане сохранились его рукописи. Не исключено также, что Хаджи Давуд перевез свою библиотеку в Турцию и ее следы следует искать там.
Очень важно собрать воедино для систематизации и анализа все имеющиеся публикации о Хаджи Давуде, включая опубликованные архивные данные и публикации на иностранных языках. К примеру, существует публикация нашего коллеги, немецкого ученого Клеменса Сидорко, посвященная деятельности Хаджи Давуда. Ее необходимо перевести на русский и лезгинский языки.
— Согласны ли Вы с тем, что масштаб личности Хаджи-Давуда Мюшкюрского недооценен нынешними историками? Что необходимо сделать, чтобы он занял достойное место в «пантеоне» исторических героев дагестанских народов?
Несомненно, масштаб личности Хаджи Давуда недооценен как историками, так и широкой общественностью. Причем, как по субъективным, так и объективным причинам. Во многом это связано с недостаточностью наших знаний о Хаджи Давуде и его эпохе. Если, к примеру, об имаме Шамиле и его деятельности сохранилось множество исторических источников и свидетельств современников, то этого нельзя сказать в той же степени в отношении Хаджи Давуда, который жил на полтора столетия раньше Шамиля. Необходимы научные исследования, исторические открытия, что позволило бы полнее отразить историческую роль Хаджи Давуда на страницах учебников. Разумеется, очень важна популяризация знаний о Хаджи Давуде, его жизни и деятельности.
— Как Вы, с позиций ученого, можете оценить роль личности в истории? Великие люди определяют историю или все-таки объективный ее ход выносит на гребень волны наиболее достойных? Какую роль сыграло движение, которое возглавил Хаджи-Давуд, в истории Восточного Кавказа?
Вопрос о соотношении роли личности в истории и объективных факторов довольно сложен, однако роль личности в истории, по моему мнению, очень высока, чему много примеров. Что касается конкретно Хаджи Давуда, то его роль в антикызылбашском движении первой трети XVIII в. была особо отмечена еще современниками этих событий. Движение под руководством Хаджи Давуда сыграло значимую роль в судьбах Восточного Кавказа, однако ученым еще многое предстоит выяснить.
Закарияев Замир Шахбанович
Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии Дагестанского госуниверситета;
заведующий кафедрой иностранных языков Дагестанского госуниверситета народного хозяйства.