«Театр есть искусство отражать жизнь» — это слова Станиславского. Отражение было бы неполным, если бы не работа театральных художников, способных воплотить режиссерский замысел в сценическом антураже. В Музее имени Бахрушина открылась выставка «Художники театра и кино Дагестана». Это наиболее полное исследование искусства сценографии республики: организаторам выставки удалось найти работы почти всех художников, принимавших участие в постановках на протяжении почти 90 лет.
На выставке — подробная история двенадцати театров Дагестана за 90 лет. Первый театр там открылся в 1925 году. С той поры сохранились эскизы костюмов, декораций к спектаклям «Проделки Скапена» Мольера, «Веселый грешник» Витковича и Соловьева. Русскую и зарубежную классику ставили наряду с национальной драматургией. Рядом с декорациями к оперетте «Валида» — макет к «Ревизору», а также афиши к «Энергичным людям» по Шукшину.
«В основном востребованы, как это ни парадоксально звучит, исторические пьесы и комедии, например, комедия «Молла Насреддин», где играла знаменитая Барият Мурадова в 40-е годы, актуальна до сегодняшнего дня. Это до сих пор актуально, потому что очень хорошая, качественная пьеса», — отметила куратор выставки Джамиля Дагирова.
В истории Дагестанского театра большое значение имели работы сценографов Юрия Августовича, Валерия Горского, Эдуарда Путерборта, который в 1970-х оформлял многие классические пьесы. До него в Дагестане работали в основном приглашенные русские сценографы. И только с приходом Путерборта началась новая эра. Вера Агошкина – работает в театре 5 лет. До этого была модельером. Сейчас совмещает сразу две профессии.
Работы еще одной дагестанской знаменитости — художника Ибрагимхалила Супьянова – также привезли из Махачкалы. Это подарок Бахрушинскому музею. Супьянов делал спектакли для многих театров: русского, кумыкского, аварского. Ныне – работает в Дагестанском театре оперы и балета.
Этой выставкой сотрудничество между Бахрушинским и Дагестанскими музеями не закончится. В ближайшем будущем она отправится из Москвы в Махачкалу. Там проект, посвященный истории дагестанского театра, продолжится.
Репортаж Маргариты Масленниковой.