Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Государстве Эритрея
Азим Алаудинович Ярахмедов дал интервью республиканской газете «Лезги газет».
Уважаемый Азим Алаудинович, 10 февраля в России будет отмечаться День дипломатического работника. Вы сегодня являетесь единственным дагестанцем — Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации.
Мы хотели бы Вас поздравить с этим Днем, пожелать доброго здоровья и успехов в деле служения Родине, а также задать несколько вопросов.
- Для начала хочется узнать немного из Вашей биографии. Расскажите, в какой семье Вы выросли, на каких принципах Вас воспитывали? Кто в большей степени повлиял на становление Вашей личности и выбор профессии?
— Я родился в Дагестане, в селении Касумкент, в многодетной семье фронтовиков. Я седьмой ребенок, у меня шесть братьев и одна сестра. Для моих родителей главным мерилом отношения детей к ним было отношение их к учебе. Мои четверо братьев и сестра окончили высшие учебные заведения, а один из братьев – художественное училище.
Конечно, немалую роль в становлении меня как личности сыграла и моя школа. Мне очень повезло с учителями, они были людьми, бесконечно преданными своей профессии. До сих пор я помню каждого из них. Моя первая учительница — Н.Тагирова. В школьные и последующие годы делилась со мной не только знаниями, но и жизненным опытом мои педагоги С. Селимова, К.Алкадарская, Р.Мейланов, Ф.Аскерова, С.Вагабова, Н.Шабанов, Ш.Мейланов, М. и С. Меликовы, а также многие другие. Большинство из них были фронтовиками, видавшими горесть войны и ценившими радость Победы. Я и сейчас, по истечению многих лет, понимаю, что для них победой были успехи их учеников.
После окончания школы с отличием я поступил в Краснодарский политехнический институт. В годы учебы на меня огромное влияние оказали мой брат Ярахмед и его супруга – Ирина Алексеевна. Именно по их совету я приобщился к стройотрядовскому движению. Четыре года я ездил в стройотряды, в том числе в качестве комиссара и командира отряда. Учеба в институте и работа в стройотрядах не только закалили меня, но и дали возможность напрямую ознакомиться с русской культурой и русскими традициями, обогатить свои знания.
После окончании института я по распределению поехал работать в родной Дагестан. Свою трудовую деятельность в качестве мастера участка я начал на Махачкалинском Ремонтно-монтажном заводе. Потом по предложении директора Избербашского хлебозавода М.Ашурилаева перешел работать на завод в качестве главного инженера. Мне было 23 года.
Я активно включился в работу, выполнял общественные обязанности в качестве секретаря комитета комсомола завода.
В 1984 году первый секретарь Избербашского горкома партии предложил мне перейти работать в горком комсомола, где я проработал более 3-х лет в качестве 2-го секретаря горкома, а потом был горком партии — промышленно-транспортный отдел. В 1987 году я в возрасте 27 лет был избран секретарем парткома одного из крупнейших заводов Республики. Здесь, в рабочей среде я получил неоценимый опыт, был избран депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР, заместителем председателя Комитета по социальной политике, здравоохранению, торговли и бытовому обслуживанию.
Наступили 90-е годы, Советский Союз распался, автономные республики в его составе получили новый статус, другие полномочия, создавались новые органы власти. Так, в составе правительства был сформирован Государственный Комитет по внешнеэкономической деятельности Республики Дагестан, руководителем которого был назначен Н.Эльдаров, опытный дипломат из Москвы. По предложению председателя Правительства Республики Дагестан А.Мирзабекова я был назначен его первым заместителем. Те годы для Дагестана были очень сложные, на политической сцене появились неформальные национальные движения. Они становились реальной силой, и не считаться с ними было уже нельзя. И с севера Дагестана – в Чечне, и с юга – в Азербайджане, шли бои, границ между новыми государственными образованиями, как таковых, не существовало. Остро встал вопрос разделенного лезгинского народа. В этих условиях Министерством иностранных дел Российской Федерации совместно с руководством Республики Дагестан было принято решение направить в Баку представителя Дагестана в качестве дипломата российского посольства для налаживания взаимодействия с руководством Азербайджана по урегулированию вопроса разделенного лезгинского народа. Выбор руководства Дагестана пал на меня и я после беседы с главой Дагестана М.Магомедовым и оформления соответствующих документов в августе 1993 года прибыл в Баку. Вот так я стал дипломатом, советником посольства России в Азербайджане.
- Как Вы пришли в политику, и в какой момент поняли, что именно дипломатическая работа – это дело Вашей жизни?
— Как я пришел в политику я рассказал выше, считаю, что описал все очень подробно. А в какой момент я это понял? Скорее всего, это я понял еще раньше, когда в 1991 году в составе делегации Верховного Совета РСФСР поехал в Азербайджан для обсуждения вопросов российско-азербайджанских межпарламентских связей и разделенного лезгинского народа. В рамках этой поездки я провел почти часовую встречу с тогдашним Президентом Азербайджана Абульфазом Эльчибеем. Не знаю, насколько мне удалось убедить его в том, что лезгины являясь коренным народом Азербайджана имеют право на сохранение и развитие своего языка, быта, культуры и традиций, но через некоторое время после нашей беседы Президент Азербайджана подписал Указ «О правах малочисленных народов Азербайджана». Несмотря на то, что лезгины Азербайджана не являются малочисленным народом, считаю, что это был успех.
В какой момент я понял, что именно дипломатическая работа является делом моей жизни?
Скорее всего это случилось позже, когда я после учебы и аспирантуры в Дипломатической Академии поехал работать в охваченный гражданской войной Таджикистан. Там я воочию увидел, что моя работа дипломата реально приносит мир таджикскому народу. При посредничестве России были подписаны мирные соглашения и около миллиона беженцев начали возвращаться в свои дома. Российские дипломаты прикладывали максимум усилий для преодоления недоверия между правительством и оппозицией.
- Что Вы вкладываете в понятие Родина? Как часто Вы сейчас бываете в Дагестане? Что дагестанского Вам не хватает в Эритрее? Получается ли соблюдать дагестанские традиции, находясь так далеко за пределами Родины?
— Слово Родина для меня в первую очередь ассоциируется со словом мама, мать, с моей семьей, с местом, где я родился, с шумом реки Чирагчай, которая протекает в моем родном селении, с моей школой, с моими учителями и одноклассниками, с городом Избербаш, где я прожил около 10 лет счастливой жизни, с моим родным Дагестаном с его буйным Каспием и седоволосыми горами, с Москвой, столицей нашей Родины, со всем тем, что дорого мне с детства. Но, в первую очередь, Родина для меня — мой Дагестан. Несмотря на всю занятость, я стараюсь каждый год бывать в Дагестане, у меня там живут сестра, брат, бабушка моих детей, сестра и брат моей супруги и очень много родственников. В Дагестане, в родном Касумкенте, похоронены мои родители и три моих брата. Дагестан – это моя малая Родина и я не хочу потерять с ним связь. Когда я бываю в Дагестане, то обязательно встречаюсь со своими друзьями, одноклассниками и бывшими сослуживцами, посещаю родную школу. Иногда встречаюсь с руководством республики в лице главы Васильева В.А., вице-премьеров Джафарова Р.Д, Карибова А.Ш, Иванова В.В. Конечно, здесь в Эритрее мне иногда не хватает живой дагестанской музыки, мудрых советов старших, прямых, честных, но не всегда приятных ответов младших. Здесь со мной в командировке находятся прекрасная дагестанская семья М.Ахкуева, с которым систематически обсуждаю новости Дагестана. К слову, в 2019 году мой старший сын (тоже дипломат, в настоящее время трудится в должности атташе в Генконсульстве России в Алма-Ате) сыграл свадьбу, которая также прошла в Дагестане, в городе Каспийске. Дагестанские традиции стараюсь соблюдать, связь с Дагестаном поддерживаю постоянно, по-другому и не должно быть.
- Вы представляете интересы России и россиян в Эритрее, а приходилось ли Вам решать какие-то вопросы, касающиеся Дагестана, дагестанцев?
— Работая уже практически пять лет здесь в Эритрее у меня не было возможности решать какие-то вопросы Дагестана, а вопросы дагестанцев стараюсь решать почти каждый день. Как Вы понимаете, у меня нет материальных ценностей или денег, чтобы дать нуждающемуся. Я могу оказать и оказываю помощь правильным советом или в восстановлении справедливости в отношении дагестанцев, правильной характеристикой того или иного дагестанца, чтобы решение по нему, особенно при трудоустройстве или выдвижении на ту или иную должность было принято правильно и не предвзято.
- Расскажите о стране, в которой Вы живете и работаете, об укладе жизни ее населения? Есть ли что-то, что мы россияне, могли бы у них перенять или же наоборот?
— Эритрея расположена в северо-восточной части Африки в районе Африканского Рога. Граничит с Суданом, Эфиопией и Джибути. С востока омывается Красным морем. Эритрея – горная страна.
Население Эритреи оценивается в 3,8 млн. человек. Конфессиональный состав: мусульмане-сунниты – 50%, православные христиане-монофизиты– 30%, католики – 13%, протестанты – 5%, другие верования и атеисты – 2%.
Столица – г. Асмэра (Asmara), расположена на плато в северной части Эфиопского нагорья на высоте 2350 метров над уровнем моря. Население столицы составляет 712 тыс. жителей. Другие наиболее крупные города: г. Кэрэн, порт Асэб, порт Массауа, г. Мэндэфэра, г. Барэнту.
Эритрея представляет собой пример мирного сосуществования всех традиционных для страны религиозных конфессий. В настоящее время в стране действуют: мусульманская община, эритрейская православная монофизитская церковь, эритрейская католическая церковь, эритрейская евангелистская церковь. Лидеры этих конфессий лояльны правящему режиму и в своих публичных выступлениях выражают ему поддержку.
Основным языком общения является тигринья. Также широко используются английский и арабский языки.
Эритрея – самое молодое африканское государство, в текущем году оно отметить свое 28-летие. Сейчас идет период становления, государству требуются глубокие экономические преобразования и помощь. Россия со своей стороны оказывает помощь Эритрее, в частности, в 2015 году удалось возобновить связи в области образования. В настоящее время более 100 эритрейцев являются студентами российских вузов. Развиваются российско-эритрейские торгово-экономические отношения.
У эритрейцев мне импонирует их открытость, дружелюбие, сплоченность и отсутствие всякой зависти. Народ Эритреи, несмотря на свою бедность и наличие огромных проблем, всегда готов прийти на помощь. Например, помочь показать вам в городе тот или иной дом, нужную улицу.
- Что Вы считаете своим достижением на должности Чрезвычайного и Полномочного посла России в Эритреи?
— Работа посла не измеряется тоннами, литрами, метрами. Работа посла – это ежедневный изнурительный труд на благо своей Родины. Но, есть, конечно, свои показатели эффективности работы посла. Это, в первую очередь, обеспечение международно-правовыми и дипломатическими средствами проведение внешнеполитической линии своего государства, защита национальных интересов, суверенитета, безопасности, территориальной целостности, прав, свобод и законных интересов российских физических и юридических лиц в стране пребывания. Для обеспечения всего этого нам нужно установить дружественные, взаимовыгодные отношения с государством пребывания. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что российско-эритрейские отношения являются дружественными и динамично развивающими. Практически по всем глобальным мировым проблемам наши позиции совпадают или близки. Развиваются взаимовыгодные двусторонние отношения в различных сферах. Есть желание сторон их активизировать.
- Как Вы проводите свободное время? Что Вам помогает восстановить силы после трудовых будней?
— Такого понятия как свободное время в лексиконе посла нет, тем более, находясь заграницей в стране с достаточно сложной обстановкой. Но, не буду лукавить, я, на самом деле, стараюсь так планировать свою рабочую неделю, чтобы один день, как правило, это воскресенье, оставить для себя. В этот день я стараюсь быть с семьей, когда они находятся в Асмэре, поехать с ними на природу. Иногда с коллективом посольства мы выезжаем на Красное море. Систематически, по выходным дням, мы устраиваем для сотрудников различные спортивные турниры, в том числе по шахматам, настольному теннису и т.д
По вечерам смотрю телевизор или читаю книги. Восстанавливать силы мне также помогает плавание, я каждое утро посещаю бассейн и проплываю около одного километра. В посольском саду мы организовали летний кинотеатр, изредка я его тоже посещаю.
- Каким Вы хотели бы видеть свою малую Родину – Дагестан в ближайшем будущем?
— В первую очередь, я хотел бы, чтобы Дагестан, являясь неотъемлемой частью России, стал регионом-донором. Дагестан, в моем понимании, очень богатая республика, имеющая огромные запасы энергетических, людских и других ресурсов. Нам всем нужно создать в Дагестане такие условия, чтобы каждый дагестанец мог проявить себя, найти свое место. Дагестанцы очень одаренный и трудолюбивый народ с неиссякаемой энергией и с острым чувством справедливости. Нам всем нужно сделать так, чтобы любовь дагестанцев к Родине, их энергию направить на созидание.
В этот праздничный день, пользуясь случаем, хотел бы поздравить коллег из Представительство МИД в Махачкале с профессиональным праздником, пожелать доброго здоровья и успехов в деле служения Родине.
- Спасибо за интервью! Вам в декабре 2019 года Президент России В.В.Путин своим Указом присвоил высший дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Коллектив редакции «Лезги газет» поздравляет Вас с признанием Ваших заслуг в деле защиты интересов Родины, с присвоением высокого звания.
«Лезги газет»