Кадий Абдулхалик-эфенди из селения Ахты

(ИЗ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ ЭЛИТЫ ЛЕЗГИСТАНА)

Мы неслучайно вновь обращаемся к теме персоналий в истории духовной элиты дореволюционного Лезгистана[1]. Ведь многие забытые имена выдающихся духовных деятелей этой эпохи неизвестны широкому кругу читателей. Данная статья посвящена мусульманскому ученому-богослову XIX в., кадию Самурского округа Абдулхалику-эфенди из селения Ахты (1812–1878). Имя Абдулхалика-эфенди, человека трагической судьбы, практически не упоминается как в научной историографии Дагестана, так и в публицистике. Во всяком случае, нам не встречались в литературе данные о нем. Какие-либо сведения об Абдулхалике-эфенди отсутствуют даже в специальных биобиблиографических трудах, включая изданное сочинение Назира ад-Дургили Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан («Услада умов в биографиях дагестанских ученых»). Уникальные биографические данные об Абдулхалике-эфенди и его семье, записанные им собственноручно, недавно обнаружены нами на страницах старинной арабоязычной рукописной книги из с. Ахты, хранящейся в частной коллекции.

Древнее селение Ахты – один из политических центров Лезгистана, очаг арабо-мусульманской культуры и образования, центр переписки рукописей на восточных языках, родина выдающихся ученых-богословов. Абдулхалик-эфенди, известный также под кратким прозвищем «Эфенди», родился в конце месяца джумада ал-ахира 1227 г. хиджры, т.е. в начале июля 1812 г., в семье ахтынского ученого-богослова Абдурахмана-эфенди и принадлежал к потомственной духовной элите с. Ахты. Он происходил из ахтынского рода, именуемого в арабоязычных книгах как род (кабила) «ал-Балади», и был прямым потомком ученого хаджжи Хашима-эфенди ал-Ахти, который был руководителем медресе в своем селении в конце XVII – начале XVIII в. Судя по всему, Хашим-эфенди был авторитетным духовным деятелем своего времени, поскольку Абдулхалик-эфенди подчеркивал свое родство с ним. Известны имена и других представителей рода «ал-Балади». К примеру, сохранились арабские рукописные книги, которые переписал современник Абдулхалика-эфенди – Али-ага, сын малла Абдулгани, сына Мустафы, сына Каламтара ал-Ахти ал-Балади.

Первоначальное образование Абдулхалик-эфенди, вероятно, получил у своего отца, а затем продолжил его у разных наставников, как это было тогда принято. Превратившись в крупного богослова, авторитетного знатока религиозных наук, Абдулхалик-эфенди сам занялся преподаванием. В коллекции рукописей Ахтынского краеведческого музея хранится джуз Корана, переписанный малла Исма‘илом, сыном Мусы из Хрюга «ради своего благороднейшего наставника и высокопочитаемого друга Абдулхалика-эфенди, сына Абдурахмана-эфенди ал-Ахти, что из потомков (авлад) хаджжи Хашима-эфенди ал-Ахти». Абдулхалик-эфенди передал этот джуз в вакф ахтынской Джума-мечети в 1265/1848-49 г.

Профессор Замир Закарияев

Имеются сведения о трех браках Абдулхалика-эфенди. 25-го рамадана 1248 г. по хиджре (15 февраля 1833 г.), в возрасте 20 лет он женился на дочери ахтынца Ибрахима-эфенди, сына Урдухана-эфенди, по имени Му’минат. Второй брак был заключен 26-го числа месяца зу-л-хиджжа 1265 г. (12 ноября 1849 г.), когда он в возрасте 37 лет женился на Тукезбан, дочери Малла, сына Джами-эфенди. Отец Тукезбан приходился сыном дяди Абдулхалика-эфенди по отцу. Таким образом, второй женой Абдулхалика-эфенди была дочь его двоюродного брата. Следовательно, Джами-эфенди был братом Абдурахмана-эфенди, отца Абдулхалика-эфенди. В арабоязычной биографии указано, что начальником Самурского округа в это время (1849 г.) был полковник Шульц, сменивший на этой должности полковника Рота вскоре после бурных событий, связанных с осадой Ахтынской крепости в сентябре 1848 г.  А 2-го мухаррама 1276 г. (1 августа 1859 г.) 47-летний Абдулхалик-эфенди женился на Зайнаб, дочери хаджжи Абдулхамида-эфенди из Кучаха[2] (ал-Кучаки). Начальником (хаким) Самурского округа (мамлакат Санбур) в это время был подполковник (бутпулкуник) Брусилов. Брак был заключен в селении Дашагыл (Дашакул)[3].

Арабоязычная биография содержит подробные сведения о детях Абдулхалика-эфенди. В 1249/1833-34 г. у него родился сын, получивший имя деда – Абдурахман. Однако через день младенец скончался. 3-го числа месяца раби‘ ал-ахар 1251 г. хиджры / 22 июля 1835 г. у него родилась дочь, которую назвали Пери. Затем родилась дочь Халисат, но через 6-7 месяцев она умерла. В 1254/1838-39 г. родилась дочь Хава, однако и она умерла в том же году «через 6-7 или 10 месяцев». Затем, 20-го раджаба 1256 г. (17 сентября 1840 г.) родилась дочь, которую вторично назвали именем Хава. В месяце зу-л-хиджжа 1258 г. хиджры, «по прошествии месяца с начала зимы, в понедельник, в обеденное время, вскоре после дней ат-Ташрик»[4] (первый понедельник после этих дней приходится на 16 января 1843 г.) у Абдулхалика-эфенди рождается долгожданный «дорогой сын», которого вторично нарекли именем деда – Абдурахман. Однако через семь месяцев мальчик скончался. В 1260 г. хиджры (21.01.1844 – 09.12.1845 г.) рождается дочь, которую вторично назвали Халисат.

Ценные сведения о биографии и семье Абдулхалика-эфенди выявлены нами также в одной из арабоязычных рукописей собрания Национального музея Республики Дагестан имени А. Тахо-Годи. Согласно этим данным, у Абдулхалика-эфенди было две старшие сестры. Одна из них, по имени Бегим-ага, родилась в 1223/1808-09 г. и была старше на четыре года, а самая старшая сестра Гехвер-султан родилась в 1220/1805-06 г. и была старше него на семь лет. Семейная хроника далее сообщает: «Родился Абу Муслим в месяце рамадан, в середине лета, в 1230 г.», т.е. в августе 1815 г. Предположительно, речь идет о младшем брате Абдулхалика-эфенди. «Он умер в 1232/1816-17 г. Затем родился Абу Муслим второй, после смерти первого, в месяце сафар, в начале зимы, во вторник, в 1233 г. (дата приходится на декабрь 1817 г.). Затем он также умер в 1237 г. (1821-22 г.). Родился Ибрахим-Халил, сын Шу‘айба[5], в конце осени 1273 г., в месяце сафар (октябрь 1856 г.), – да взрастит его Аллах прекрасным растением! Родился Абдулгаффар сын Шу‘айба в начале осени 1279 г. (сентябре 1862 г.), – да взрастит его Аллах прекрасным растением! Родилась его (Шу‘айба) дочь Сафият в 1271/1854-55 г. Родилась дочь Шу‘айба Му’минат в 1282/1865-66 г. Родился Абдулкахир, сын Шу‘айба и внук кадия Абдулхалика-эфенди, по прошествии 19 дней весны, в 14-й день благословенного месяца Аллаха, запретного зу-л-хиджжа 1284 г. (8 апреля 1868 г.), – да взрастит его Аллах прекрасным растением! Родился Абдулкадир, сын Шу‘айба и внук кадия Абдулхалика-эфенди, в среду, в 13-й день благословенного месяца Аллаха, запретного зу-л-хиджжа 1289 г., в конце зимы (11 февраля 1873 г.), – да взрастит его Аллах прекрасным растением! Аминь!».

Безусловно, глубокие познания в исламских науках способствовали назначению Абдулхалика-эфенди кадием Самурского округа. Это произошло 26 рамадана 1279 г. хиджры / 17 марта 1863 г., т.е. почти через четыре года после смерти кадия Мирза-Али-эфенди ал-Ахти[6]. Абдулхалик-эфенди занимал эту высшую должность мусульманского духовенства региона в течение 14 лет, вплоть до подавления восстания 1877 г. в Самурском округе.

Ахтынская крепость

Абдулхалик-эфенди был одним из главных вдохновителей и руководителей вспыхнувшего в начале октября 1877 г. в Самурском округе антироссийского восстания, охватившего весь Дагестан. После подавления восстания в округе в ноябре того же года царские власти приступили к репрессиям против его участников. Множество жителей Самурского округа было выслано во внутренние губернии России и в Сибирь, а руководители восстания были приговорены к смертной казни. По свидетельству очевидцев, Абдулхалик-эфенди мужественно принял казнь, не проронив ни единого стона и поразив присутствующих абсолютным равнодушием к смерти. Российский генерал А.В. Комаров, руководивший подавлением восстания, высказался по этому поводу так: «Если его пре­ступления не были столь тяжкими, за такую стойкость его бы следо­вало помиловать»[7]. Казнь через повешение 65-летнего Абдулхалика-эфенди состоялась 4-го ша‘бана 1295 / 6 апреля 1878 г. Место его захоронения и надмогильный памятник не обнаружены.

Предстоит большая работа по изучению жизни и творческого наследия ученого. По всей видимости, Абдулхалик-эфенди был владельцем большой рукописной библиотеки, от которой сохранились лишь крупицы. Выявление его рукописей позволило бы глубже ознакомиться с деятельностью блестяще образованного представителя духовной элиты лезгинского народа.

________________________________________________________________________

[1] Недавно на лезгинском языке опубликована наша статья об ученых-богословах шейхе Исмаил-эфенди и хаджжи Ибрахим-эфенди из селения Ялак (Лезги газет. №4-5. 2019 г.).

[2] Ныне заброшенное селение Кучах (Куджах) Ахтынского района расположено в 8 километрах к юго-западу от Ахты, на левобережье Ахты-чая.

[3] Лезгинское селение Баш-Дашагыл ныне Огузского (Варташенского) района Азербайджанской Республики.

[4] Дни ат-Ташрик – продолжение праздника жертвоприношения Курбан-байрам, которое отмечается с 11-го по 13-е числа последнего месяца исламского лунного календаря зу-л-хиджжа.

[5] По всей видимости, Шу‘айб был мужем дочери Абдулхалика-эфенди, его зятем.

[6] Нам удалось обнаружить сведения о точной дате смерти знаменитого ахтынского ученого-богослова и поэта, кадия Мирза-Али-эфенди. Он скончался во 2-й день рамадана 1275 г. хиджры (6 апреля 1859 г.). В научной литературе и публицистике зачастую датой его смерти ошибочно называется 1858 г.

[7] Абдулгамидов Н.А. Восстание в Южном Дагестане в 1877 г. – М., 2001. С. 59–70.

Закарияев Замир Шахбанович,

доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии Дагестанского государственного университета;

заведующий кафедрой иностранных языков Дагестанского государственного университета народного хозяйства