Выполнение поставленных Президентом Российской Федерации задач по повышению качества жизни граждан, обеспечению устойчивого роста экономики, повышению производительности труда неразрывно связано с обеспечением условий труда, отвечающим современным требованиям.
На протяжении последних лет наблюдается устойчивое снижение количества несчастных случаев на производстве. Только за последние 12 лет – с 2007 по 2018 год – количество погибших в результате несчастных случаев работников снизилось более чем в два раза – с 4583 до 1618. Общее количество несчастных случаев за этот же период снизилось почти в 2,5 раза – с 85 тыс. до 35,2 тыс.
Одновременно снижается и доля работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Достигнув десятилетнего пика в 2014 году (с 21,3% в 2004 году до 39,7% в 2014 году), этот показатель начал снижаться и в 2017 году составил 37,9%.
Вследствие улучшения условий труда с 2015 года на 15% сократились потери общего фонда рабочего времени, что привело к снижению экономических потерь работодателей.
Большое разнообразие видов деятельности и применяемых производственных технологий, новое оборудование и сырье, новые формы и способы труда сегодня создают не существовавшие ранее риски для жизни и здоровья работников. Причины происшествий становятся все более комплексными и имеют не столько технический характер, сколько связаны с культурой безопасного труда и «человеческим фактором».
Другим обстоятельством, которое влияет на состояние охраны труда, является изменение структуры экономики, увеличение занятости в секторе услуг, для которого не характерны типичные профессиональные риски работников производственных предприятий. Так, по данным Росстата в период с 2007 по 2017 год численность занятых на обрабатывающих производствах сократилась на 1,7 млн. человек (10,2%), в сельском хозяйстве – на 2 млн. человек (32,8%). В то же время существенно увеличилась занятость в сфере услуг – в гостиничном и ресторанном бизнесе, в сфере торговли, в административной, профессиональной научно-технической деятельности.
Эти структурные изменения в сфере занятости, экономики в целом отмечены в качестве новых глобальных вызовов и в докладе Глобальной комиссии по вопросам будущего в сфере труда, подготовленном к столетию Международной организации труда.
В этом свете система охраны труда, созданная в первую очередь для индустриальной экономики, перестает отвечать реалиям нового экономического уклада.
Состояние охраны труда сегодня должно восприниматься через призму происходящих изменений. Усиление психо-социальных факторов в работе, демографические изменения, технологические новации и темпы их появления, автоматизация, глобализация, миграционные процессы – все эти факторы меняют природу труда и формы занятости, содержание отношений между работником и работодателем, создают новые риски для здоровья работников.
Поэтому необходимо выработать новые подходы к регулированию вопросов охраны труда, обучению вопросам охраны труда и повышению уровня культуры безопасности, осуществлению надзора за соблюдением обязательных требований, обеспечению социальной защиты и реабилитации работников, здоровью которых был нанесен ущерб.
Сегодня избранным вектором государственного регулирования в области охраны труда и здоровья работников является формирование не предписывающего, а целеполагающего, «риск-ориентированого» законодательства, что предполагает «рамочное участие» государства и предоставление большей автономии работодателям и работникам в выборе наиболее эффективных средств управления охраной труда и профилактических мер с учетом специфики конкретного предприятия, сферы деятельности.
Иными словами, усилия государства в сфере регулирования охраны труда должны быть направлены не столько на подробную регламентацию процессов безопасного выполнения работ, сколько на внедрение эффективной системы выявления, оценки и снижения опасностей и профессиональных рисков до того, как они станут причиной ухудшения здоровья работников.
Нужно четко выстроить основные процедуры управления охраной труда у работодателя, основываясь в этой работе на современных международных стандартах и рекомендациях Международной организации труда.
Это потребует корректировки трудового законодательства. Минтруд России подготовил соответствующий законопроект. Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.
Основные изменения, которые предполагаются законопроектом:
- внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, их анализе и устранении этих опасностей для улучшения условий труда:
- личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;
- право работника на получение информации об условиях труда на своем рабочем месте и всех существующих рисках, а также о принимаемых работодателям мерах по обеспечению безопасного труда;
- введение учета микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;
- регулирование вопроса обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- введение запрета на работу в условиях труда, которым по результатам СОУТ установлен 4-й класс опасности (опасные условия труда);
- внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.
В рамках реализации национальных проектов, в том числе проекта «Демография», необходимо с учетом имеющегося положительного опыта российских и зарубежных компаний внедрять так называемые корпоративные программы сохранения здоровья работников. В них видится серьезный ресурс для улучшения качества жизни работающих людей.
При реализации вышеуказанных инициатив ключевой задачей государства станет оказание поддержки работодателям и работникам во внедрении новых подходов.
В современных условиях ключевое значение имеет формирование в обществе в целом культуры безопасного труда и сохранения здоровья. Такая комплексная работа должна сопровождать все этапы жизни человека – от получения первых знаний о безопасности и здоровье в детском саду, школе до системного наращивания компетенций по этим вопросам в рамках профессиональной деятельности. Это уже нашло частично отражение в реализуемой подпрограмме «Безопасный труд» государственной программы «Содействие занятости населения» и требует усиления в рамках межведомственной работы всех заинтересованных органов власти.
Модернизируемая система управления охраной труда будет основана на непосредственном вовлечении в вопросы управления работодателей и работников, их объединений. Только их эффективное взаимодействие, равно как и реализация профилактических принципов в работе Фонда социального страхования и государственной инспекции труда, станут залогом успешной работы новой модели управления и эффективным ответом на вызовы 21-го века.