Достижения научно-технического прогресса и мировой инженерной мысли в геометрической прогрессии захватывают жизнь человека и общества, и потому понятен, возросший в последнее время, интерес к инженерному образованию. И для поддержания и дальнейшего развития этого интереса, как показали исследования, наиболее эффективна траектория, по которой условия для развития технического мышления создаются в средней школе и более раннем возрасте.
При этом, ориентация должна быть не только на детей, имеющих высокие достижения в учебе, но и на детей интересующихся инженерией, пусть даже и не имеющих высокие результаты в базовых школьных предметах. Освоение естественнонаучных и технических знаний имеет особое значение с точки зрения возрастных и психолого-педагогических особенностей детей. В дошкольном возрасте дети с большим интересом исследуют свойства предметов, изучают устройства механизмов, занимаются конструированием. В начальной школе активно развивается образное и логическое мышление. В среднем звене уделяется большое внимание изучению предметов естественно-научного и физико-математической направленности, информатики.
В Республике Дагестан для развития технических способностей детей и выращивания инженеров нового типа внедряются новые модели дополнительного образования детей, среди которых включение в движение WorldSkills International, участие в соревнованиях World Robot Olympiad и RoboTraffic , открытие детских технопарков «Кванториум» и другие модели.
Дагестанский государственный технический университет активно работает по внедрению пилотных программ дополнительного образования по развитию технического творчества в школах городов и районов республики. Одним из положительных примеров взаимодействия университета и школы является реализация программ дополнительного образования в ГБОУ РД «Республиканский центр образования» (г. Каспийск). С 1 октября по настоящее время студентами факультета (совместно с преподавателями-наставниками) успешно реализуются программа для школьников «Инженерное творчество». В рамках предложенной университетом программы охвачены дети разных возрастных групп, так курс «Оригами» охватывает учеников 5-6 классов, курс «Мой первый сайт» — 7-9 классы, а курс «Программирование» — 10-11 классы.
В условиях дополнительного образования можно выделить две основные задачи инженерного образования: повышение уровня общей технологической культуры детей и выявление и поддержка одаренных и талантливых в инженерно-технической сфере детей. Исходя из этого, модель инженерного дополнительного образования детей может состоять из двух направлений: общетехническая подготовка и подготовка будущих инженеров.
Учебные занятия общетехнической направленности проходят как в классе, так и вне стен классной комнаты. Обучающиеся дома или на улице наблюдают за работой бытовой, строительной и дорожной техники, затем конструируют, программируют автоматизированные, роботизированные модели. Дети участвуют в мероприятиях, направленных на популяризацию и развитие детского инженерно-технического творчества: дни науки, фестивали, выставки, показательные соревнования, круглые столы и др. Основная цель данных мероприятий не столько соревновательная, сколько мотивирующая.
Курсы, проводимые университетом, на данном этапе направлены на решение первой модели, где дети в дальнейшем могут не выбрать инженерные профессии, но они станут более восприимчивыми и подготовленными к использованию технических и технологических новшеств в быту и на рабочем месте.
Наработанный опыт работы с детьми позволил уже сейчас сформировать и запланировать апробацию второй части модели – которая условно может быть названа «Подготовка будущих инженеров». Здесь предполагается организация специальной работы с детьми, проявившими способности к инженерно-техническому творчеству, поскольку именно через развитие своих способностей человек достигает вершин в профессиональном и личностном смысле.
В организации занятий наиболее значимой является творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Она всегда связана с созданием чего-то нового, открытием нового знания, обнаружением в себе новых возможностей.
Занятия вызывают неподдельный интерес у школьников, ведь творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний и порождает уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.
«Лезги газет»