В Культурно — выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо — Годи прошло открытие выставки самодеятельного художника Рашида Саадулаева «В горах мое сердце».
в рамках Республиканского проекта «Самородки», который проводит Республиканский дом народного творчества и Министерство культуры Дагестана.
Впервые имя этого художника прозвучало в проекте Галереи современного искусства «Первой Галерее» в проекте «Наивный фестиваль», где самобытный талант заметили искусствоведы и ценители живописи. В начале февраля работы Саадулаев были представлены в Республиканском фестивале — выставке наивного изобразительного искусства «Мир Талантов».
Открывая первую персональную выставку Рашида Саадулаева, заместитель министра республики, директор РДНТ Марита Мугадова передала приветствие от министра культуры Заремы Бутаевой всем участникам вернисажа и поблагодарила руководство Национального музея за сотрудничество:
— Сегодня праздник откровения и встречи с талантливым, глубоким человеком. В Дагестане есть очень много наивных художников, которые привносят свой вклад в изобразительную культуру Дагестана. Рашид Саадулаев – один из них, одни из самых ярких представителей самодеятельных художников. Для автора большая честь и огромная ответственность – представлять свое искусство в Национальном музее республики – храме, где хранится память о культуре и традициях Дагестана.
Генеральный директор Национального музея РД Пахрудин Магомедов подчеркнул то, как важно сегодня оказывать поддержку художникам: Это наш первый совместный проект с Домом народного творчества. У нас общие задачи и потому мы решили поддержать художника Рашида Саадулаева и предоставить ему возможность показать свое творчество. Может быть, благодаря этому примеру, наши таланты в горах с еще большим энтузиазмом будут работать. Обращаюсь к нашим художникам с призывом не останавливаться, а мы сделаем все возможное чтобы популяризировать их творчество. В свете того, что в нашей республике огромное значение уделяется развитию туризма, мы должны делать все, чтобы освещать и популяризировать те творческие процессы, которые могут прославить дагестанскую культуру.
Заместитель директора Нацмузея, руководитель Культурно – выставочного центра НМ РД и директор «Первой Галереи»Джамиля Дагирова вручила художнику сертификат участия в его первой выставке в проекте «Наивный фестиваль» и высказалась о том, как важна для любого автора поддержка в начале его пути:
— Будет ли у художника путь, вне зависимости от его возраста и степени таланта, во многом зависит от того, встретится ли ему человек, который рассмотрит его дар, поддержит и поведет за собой. Для Рашида Саадулаева, который пишет уже тридцать лет и никогда нигде не выставлялся, таким человеком стала Наида Дибирова – заместитель директора Музея истории Махачкалы.
Наида Дибирова:
— Мне кажется, проект «Самородки» занял очень хорошее место на культурной карте Дагестана. Выявление таких талантов из народа заслуживает большого уважения. Это направление в искусстве считается социальным феноменом. Его исследованием занялись не так давно. Всего двадцать лет назад в нашей стране появился первый музей наива. А в Дагестане проект «Самородки» работает с 2013 года. Выставочная карьера Рашида Саадулаева короткая, но стремительная. Первая персональная выставка в Национальном музее – это очень высокая планка для художника, но в то же время это испытание и вызов.
На открытии выставки также выступила главный хранитель Национального музея Дагестана Заира Кильдеева. Она приветствовала Рашида Саадулаева и премьеру его работ в старейшем музее республики и выразила надежду, что в фонде живописи Нацмузея будет представлено его творчество одной из авторских работ.
Искусствовед Татьяна Петенина призналась, что для нее большим открытием стало знакомство с работами Рашида Саадулаева:
— Эта искренность, непосредственность, гармония не всем доступны. Как у любого наивного художника, в произведениях Рашида Саадулаева можно найти недочеты с профессиональной точки зрения, но его цветовая гармония и интуитивное художественное чутье поражают. Глядя на портрет имама Шамиля, для которого автор интуитивно выбрал огромный размер, трудно сказать что здесь первично – сам образ имама или этот тонкий пейзаж, на фоне которого он написан, эта страна гор, рождающая таких героев. Работы Саадулаева, при всей их простоте, заставляют задуматься.
«Лезги газет»