Судебные приставы-исполнители возбудили исполнительное производство и вынесли постановление об обращении взыскания на пенсию и иные доходы должника в размере 50 процентов ежемесячно в отношении жителя Волгограда, который в свою очередь обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов, посчитав такое решение пристава нарушающим Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому минимум имущества, необходимый для существования должника, является неприкосновенным, что составляет один из принципов указанного Закона. При этом выяснилось, что данный гражданин пенсию вообще не получает, а получает ежемесячную денежную выплату по инвалидности, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет политику государства в области социальной защиты прав инвалидов в нашей стране и представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки людей, с ограниченными возможностями.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 27 данного Закона, материальное обеспечение инвалидов включают в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), следовательно, пенсией в обычном понимании денежная выплата не является, несмотря на то, что устанавливается и выплачивается она территориальным органом Пенсионного фонда.
При применении положения Закона «Об исполнительном производстве», предусматривающего только максимальное удержание, приставы обязаны учитывать материальное положение должника. Ссылаясь на позицию Конституционного Суда РФ в данном вопросе, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда указала, что в случае, если пенсия является единственным источником существования, то необходимо обеспечить баланс интересов кредитора и должника (Определение Верховного Суда Российской Федерации №45-КГ16-27).
При осуществлении своих полномочий пристав обязан соблюдать два конституционных принципа, а именно: исполнять судебное решение и установить пределы возможного взыскания, чтобы сохранить должнику необходимый уровень существования. В данном случае пристав не исполнил свою процессуальную обязанность, не представив доказательства, подтверждающие правомерность максимального размера удержания.
Так, в п. 9 ст. 101 Закона «Об исполнительном производстве» содержится прямой запрет на обращение взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан