В Дагестанском государственном университете открылась всероссийская научная конференция «Традиции и современность в литературе», посвящённая памяти выдающегося отечественного филолога, доктора филологических наук, профессора Самсона Наумовича Бройтмана.
Самсон Бройтман — специалист в области теории и истории русской лирики конца XIX — начала XX века, анализа художественного произведения и исторической поэтики.
Конференция собрала около 30 исследователей из ведущих учебных заведений и научных центров Москвы, Казани, Самары, Красноярска и других городов России. Также среди участников представители зарубежья из Беларуси и Китая.
Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов подчеркнул важность сохранения памяти о выдающихся учёных университета.
«Университет запустил проект к 95-летию вуза — «Эпоха в лицах». Первый выпуск был посвящён Самсону Наумовичу. В течение следующего года мы будем продолжать этот проект, рассказывая об ученых, которые внесли существенный вклад в развитие нашего университета. У нас на филологическом факультете действительно много хороших традиций. Давайте вместе думать, как развивать факультет дальше. Успешной работы конференции», — обратился к участникам ректор.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Фируза Абилова отметила, что появление исторической поэтики как нового научного направления связано с именем Самсона Наумовича Бройтмана.
Направление стало важным инструментом для освоения мировой литературы и совершенствования филологического образования.
Конференция продолжает традицию развития исторической поэтики как активно развивающейся области отечественной науки.
«В секциях будут рассматривать доклады, вестись дискуссии. Точно скажу, чего здесь не будет: не будет закрытого финала. “Мир понимается как ещё не осуществлённые возможности, как нечто готовое становиться и непрерывно обновляться» — это слова Самсона Бройтмана, и значит, что мы ещё будем встречаться, обсуждать, говорить, и это принесёт всем нам большую пользу», — подчеркнула Фируза Абилова.
Проректор по образовательной деятельности Азиза Гасангаджиева отметила значимость конференции для университета.
«Конференция проходит в стенах научной библиотеки имени Абуталиба Абилова — это для нас очень значимое место. Работы Самсона Наумовича Бройтмана имели большое значение для филологической науки, и особое значение они имеют для ДГУ, потому что именно здесь он получил образование, именно здесь стал кандидатом, а затем доктором наук. Здесь были заложены основы его научных трудов по исторической поэтике, здесь сформировались основные понятия и категории науки о литературе».
Проректор выразила особую благодарность за организацию и проведение конференции кафедре русской литературы филологического факультета и отдельно Фирузе Абиловой, которая была идейным вдохновителем проекта. «Спасибо большое за вашу работу и профессионализм», — добавила она.
Профессор кафедры русской литературы филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Тахо-Годи поделилась личными воспоминаниями. Ученый рассказала, как знакомство с научным наследием Бройтмана повлияло на её собственные исследования, которые начались в 1998 году и легли в основу докторской диссертации и монографии.
Она отметила, что работы Самсона Наумовича, созданные ещё в 1970-е годы, публиковались в научных сборниках и использовались в учебном процессе, формируя целое поколение филологов.
Профессор кафедры русской литературы РГГУ Дина Магомедова посвятила своё выступление “История одного соавторства» воспоминаниям о совместной работе с учёным.
«Мы с Самсоном Наумовичем в 1987 году написали и опубликовали статью “Структура стихотворения Георгия Иванова ‘Глубокий мрак„“. Мне посчастливилось учиться у Самсона Наумовича в конце 1960-х — начале 1970-х. Он тогда только начинал преподавать», — вспоминает Дина Магомедова.
Профессор рассказала, как Бройтман начинал свой путь в университете с работы в многотиражной газете, прежде чем занять полноценную преподавательскую должность.
«На нашем курсе он читал историю русской литературы. В то время, думаю, кроме нашего университета, в таком объёме и виде этот курс нигде не читали. Именно Самсон Наумович предложил этот курс. На своих лекциях он демонстрировал разные подходы к анализу художественного текста в зависимости от методологии той или иной филологической школы. У нас даже были специальные упражнения: что, если бы это стихотворение анализировал представитель формальной школы? А представитель другой школы? Это было чрезвычайно интересно», — делится Дина Магомедова.
По воспоминаниям современников, работы Бройтмана отличались особым своеобразием. Дина Магомедова, его ученица, описывала их так:
«Это была историческая поэтика Веселовского и одновременно то, что он называл диалогической школой Михаила Бахтина». Критерием оценки любой школы для него был один и тот же вопрос: «Что даёт её методика для понимания смысла конкретного художественного произведения?» Могу сказать, что первые уроки анализа поэтического текста я получила именно на занятиях Самсона Наумовича».
В своём докладе Фируза Абилова проанализировала современный метароман.
«Произведения современной художественной литературы не укладываются в рамки какой-либо определённой жанровой модели — активно идёт процесс размывания жанровых границ, приводящий к появлению новых экспериментальных гибридных форм. Если в эпоху исторической поэтики произведение изначально мыслилось в определённом жанре и автор следовал этому, то в поэтике художественной модальности жанр уступает место категории автора, и определение жанра становится не исходной точкой, а итогом творческого акта».
Профессор добавила, что особой значимостью для эпохи художественной модальности обладает роман — он служит образцом выработки общих принципов неканонических жанров, как пишет Бройтман в своей «Исторической поэтике».
«К числу неканонических жанров принадлежит метароман — это неканонический жанр в литературе XX века. Этим термином принято называть произведение, повествующее не только об истории его персонажей», — подчеркнула докладчик.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы филологического факультета Артём Плохарский представил доклад о контаминации жанров в романе Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Плохарский подчеркнул, что развязки многих загадочных происшествий так и остались за пределами доступного читателю текста. По мнению исследователей, роман Гофмана по неясному замыслу автора остался фрагментом, что существенно повлияло на его восприятие. Отдельное внимание в докладе было уделено соотношению «Кота Мурра» с традицией готического романа.
«Следует отметить, что «Кот Мурр» резко диссонирует с готическим романом с его наивной верой в объективное существование сверхъестественного. Ужасное в итоговом романе Гофмана приобретает значение художественного мотива только в том случае, если отражает реальность. Ведь ужасное, по мнению Гофмана, терзает и мучает душу человека в повседневной жизни так же, как и таинственные призрачные мучения», — добавил исследователь.
Конференция продолжила работу в секциях «Жанровый канон: модели и трансформация романа», «Память жанра в литературе XІХ-XХ вв.», «Жанровый канон и неканонические жанры в поэзии» и «Канонические жанры в современной литературе».

