31 октября в России отмечается День работников СИЗО и тюрем.
Праздник учреждён 14 сентября 2006 года приказом Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ №617. Дата выбрана в связи с тем, что 31 октября 1963 года Коллегия министерства охраны общественного порядка РСФСР приняла решение о создании следственных изоляторов как нового вида учреждений уголовно-исполнительной системы.
Забудьте о стереотипе сурового надзирателя с ключами. В камерах следственных изоляторов, где содержатся несовершеннолетние обвиняемые, нужен другой специалист — воспитатель. Воспитатель в СИЗО — это тот, кто не запирает дверь с ключом, а, наоборот, пытается приоткрыть другую — дверь обратно в жизнь, в общество, в человечность. Его работа — это ежедневный, тихий подвиг, который может изменить не одну судьбу, возвращая обществу не озлобленного рецидивиста, а оступившегося, но исправившегося человека.
В кабинете у инспектора группы воспитательной работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан на столе лежит не отчетная документация, а краски, карандаши и потрепанный сборник стихов. Здесь пахнет не строгостью режима, а детством, которое его обитатели пытаются скрыть за маской бравады и отрицания. Именно здесь работает старший лейтенант внутренней службы Челебов Али Джамединович, воспитатель самой сложной и чувствительной категории среди следственно-арестованных – подростков.
Работа воспитателя в следственном изоляторе — это сложная и ответственная задача, требующая не только профессиональных навыков, но и глубокого понимания психологии подростков. Особенно важна роль воспитателя при работе с несовершеннолетними, которые оказались в следственном изоляторе. Каким же должен быть этот человек, чтобы заслужить звание лучшего?
Подростковая психология — отдельная вселенная. Воспитатель должен разбираться в кризисах переходного возраста, последствиях травли (буллинга), признаках депрессии и суицидальных наклонностей.
Не надзиратель, а наставник: искусство видеть человека
Лучший воспитатель в СИЗО-1 для несовершеннолетних — это, прежде всего, не чиновник в погонах, а психолог, педагог и старший товарищ в одном лице. Его задача — не просто следить за соблюдением распорядка, а вернуть подростку ощущение собственного достоинства.
«Многие из этих ребят никогда в жизни не видели по-настоящему доброго и справедливого взрослого, — делится мнением старший лейтенант внутренней службы Али Челебов, проработавший в уголовно-исполнительной системе 13 лет. — Для них авторитет — это тот, кто сильнее или хитрее. Мы должны стать другим авторитетом — авторитетом разума, честности и заботы».

Особая миссия: вернуть украденное детство
Подросток в следственном изоляторе – это всегда трагедия, умноженная на протест. Они не понимают до конца тяжести случившегося, зато остро чувствуют несправедливость и страх. Задача воспитателя здесь – не просто следить за порядком, а стать тем взрослым, который не предаст, не обманет и попытается протянуть руку в самый нужный момент их жизни.
«С ними нельзя формально, – делится Али Джамединович. – Они как барометры, чувствуют фальшь за версту. С одним нужно говорить строго, но по-отечески. Другому – просто молча посидеть рядом, дать понять, что он не один. Третий ждет, что его будут ругать, а мы садимся с ним рисовать или читать. Его растерянность – это уже первый шаг к диалогу».
Методы, которые лечат душу
Работа воспитателя Али Челебова – это «коктейль» из педагогики, психологии и бесконечного терпения. Он не ждет, когда к нему придут с проблемой. Он сам создает пространство, где эта проблема может быть озвучена.
Арт-терапия: через рисунки, часто мрачные и полные агрессии, подростки учатся выражать то, что не могут сказать словами. Однажды через серию таких рисунков удалось выявить глубокую депрессию у юного подследственного и вовремя подключить психолога.
«Круг доверия» — раз в неделю в неформальной обстановке ребята могут говорить на любые темы – о семье, о дружбе, о страхах и мечтах. Здесь они учатся не только говорить, но и слушать.
Связь с семьей
Али Джамединович Челебов считает это одним из главных направлений. Он становится «мостиком» между озлобившимся подростком и его растерянными родителями. Он убеждает, объясняет, иногда уговаривает не бросать своего ребенка, когда тому тяжелее всего
«Мы не вправе ставить на них крест, – уверен Али Джамединович. – Наша задача – показать, что есть другой путь. Что ошибка, даже самая страшная, – это не конец жизни. Это точка, с которой можно начать все заново, но уже с правильными ориентирами».

Призвание – верить в будущее
Звание «Лучший воспитатель для несовершеннолетних» для Али Челебова – это не просто награда. Это признание его философии, основанной на вере в человека. Он каждый день ставит запятую в известной дилемме «Исправить нельзя наказать» после слова «исправить». Потому что за стенами СИЗО для несовершеннолетних – не преступники, а дети. И их будущее все еще впереди. И такие люди, как Али Джамединович Челебов, – их главный шанс это будущее не потерять.
Али Челебов не делит подопечных на «хороших» и «плохих». Он понимает: перед ним ребенок, который совершил ошибку, иногда страшную, но это не отменяет его права на человеческое отношение. Ответом на грубость или провокацию не может быть агрессия. Али Джамединович знает, что за хамством скрывается боль и страх, и умеет найти к нему ключ.
Лучший воспитатель для несовершеннолетнего правонарушителя в СИЗО — это не просто сотрудник системы исполнения наказаний. Это агент изменения. Его работа — самая сложная и самая важная инвестиция в будущее. От его ежедневного труда зависит, выйдет ли из-за решетки озлобленный рецидивист или человек, получивший шанс начать все с чистого листа.
Он не стирает вину, но он возвращает надежду. И в этом его главная, неоценимая заслуга перед обществом, которое так хочет безопасности, но часто забывает, что ее нельзя построить на одном лишь наказании. Воспитатель также становится связующим звеном между подростком и его родными, помогая преодолеть взаимные обиды и выстроить новые, здоровые отношения.
P. S. Родом Али Джамединович Челебов из села Джаба Ахтынского района. Родился он в 1983 году в городе Махачкала. После окончания школы поступил в ДГПУ на факультет истории. Один год проработал учителем в Капир-Казмалярской средней школе Магарамкентского района.
С сентября 2012 года работает в УИС.
Женат. Воспитывает 4-х детей.
Рагнеда Рамалданова

